Вы­став­ка в Мет­ро­по­ли­тен-му­зее об от­но­ше­ни­ях мо­ды и ре­ли­гии

VogueКультура

Бог с ними

Май­ская вы­став­ка в Мет­ро­по­ли­тен-му­зее по­свя­ще­на от­но­ше­ни­ям мо­ды и ре­ли­гии. Как они скла­ды­ва­лись на про­тя­же­нии ХХ ве­ка, вспо­ми­на­ет Оль­га Ми­хай­ловская.

На по­след­нем по­ка­зе Dolce & Gabbana мо­де­ли, при­крыв го­ло­вы кру­жев­ны­ми на­кид­ка­ми, гор­до нес­ли на гру­ди над­пись fashion sinner, а на по­до­лах юбок — Santa Moda. В пред­две­рии глав­ной мод­ной вы­став­ки го­да Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination по­доб­ные вы­ска­зы­ва­ния вы­гля­де­ли не толь­ко сме­лы­ми, но и осо­бен­но уместными.

По­каз Thierry Mugler, осень–зима 1984/1985.
По­каз Christian Dior Couture, осень–зима 2000/2001.

А тем вре­ме­нем ис­то­рия мо­ды зна­ла мно­же­ство при­ме­ров тех са­мых куль­тур­ных за­им­ство­ва­ний из той са­мой ре­ли­ги­оз­ной ико­но­гра­фии, или по­про­сту из гар­де­роба слу­жи­те­лей куль­та. Ка­то­ли­ки тут, по­нят­но, в пер­вых ря­дах. За при­ме­ра­ми да­ле­ко хо­дить не на­до. Пер­вый: лю­би­мые чер­ные пла­тья и бе­лые во­рот­нич­ки из мо­на­стыр­ско­го дет­ства глав­ной мо­дер­нист­ки ХХ ве­ка Ко­ко Ша­нель. Вто­рой: бас­но­слов­ный rose shocking ее за­кля­той со­пер­ни­цы, сюр­ре­а­лист­ки и скан­да­лист­ки от мо­ды Эль­зы Скья­па­рел­ли. Это не что иное, как цвет ман­тий ка­то­ли­че­ских пат­ри­ар­хов, тор­же­ствен­ные сбо­ри­ща ко­то­рых она на­блю­да­ла из окон сво­ей квар­ти­ры на­про­тив со­бо­ра Свя­то­го Пет­ра. Сход­ство с оде­я­ни­я­ми фран­цис­кан­ских мо­на­хов уга­ды­ва­лось и в ра­бо­тах Кри­сто­ба­ля Ба­ленсиаги.

Экс­по­на­ты вы­став­ки Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination в Мет­ро­по­ли­тен-му­зее, Нью-Йорк, 2018: Ве­чер­нее паль­то, Balenciaga, осень–зима 1954/1955.
Эль Гре­ко, «Порт­рет кардинала», 1600.
Фраг­мент на­поль­ной мо­за­и­ки, Византия, 500–550.
Пла­тье, Dolce & Gabbana, осень–зима 2013/2014.

Пост­мо­дер­нист­ские 1980‑е поз­во­ли­ли ди­зай­не­рам об­ра­щать­ся с ре­ли­ги­оз­ной сим­во­ли­кой за­про­сто — ги­гант­ские кре­сты, укра­шен­ные раз­но­цвет­ны­ми кам­ня­ми и стра­за­ми, ста­ли лю­би­мым мод­ным укра­ше­ни­ем. А зна­ме­ни­тая об­лож­ка аме­ри­кан­ско­го Vogue 1988 го­да, на ко­то­рой кутюр­ный топ Кри­сти­а­на Ла­круа с вы­ши­тым во всю грудь кре­стом был на­дет со сти­ра­ны­ми джин­са­ми Guess, во­об­ще от­кры­ла но­вую эру во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях вы­со­ко­го и низ­ко­го, са­краль­но­го и бы­то­во­го. И то, что это бы­ла пер­вая об­лож­ка Ан­ны Вин­тур в ка­че­стве глав­но­го ре­дак­то­ра аме­ри­кан­ско­го Vogue, лишь чет­че обо­зна­чи­ло все эти ве­хи. Ко­неч­но, 1990‑е с их рас­кре­по­щен­но­стью мог­ли поз­во­лить Жан-По­лю Го­тье вы­ши­вать осе­нен­ный ним­бом лик Хри­ста на по­я­сах-три­пти­хах в зим­ней кол­лек­ции Haute Couture 1997, а Алек­сан­дру Мак­ку­и­ну в том же го­ду — по­ме­стить фраг­мен­ты ре­нес­санс­но­го рас­пя­тия на слож­ней­ше­го кроя жа­кет, пре­вра­щая цер­ков­ную жи­во­пись XV ве­ка в за­мыс­ло­ва­тый принт. Ну и ко­неч­но, Джан­ни Вер­са­че внес свой ве­со­мый вклад в осво­е­ние ка­то­ли­че­ской сим­во­ли­ки и пе­ре­не­се­ние ее на по­ди­у­мы и в ре­аль­ную

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении