Бог с ними
Майская выставка в Метрополитен-музее посвящена отношениям моды и религии. Как они складывались на протяжении ХХ века, вспоминает Ольга Михайловская.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/pf8t27vh.jpg?v=1&temp_url_sig=0X40DaZrJZsh-zz8597mpA&temp_url_expires=1739825406)
На последнем показе Dolce & Gabbana модели, прикрыв головы кружевными накидками, гордо несли на груди надпись fashion sinner, а на подолах юбок — Santa Moda. В преддверии главной модной выставки года Heavenly Bodies: Fashion and the Catholic Imagination подобные высказывания выглядели не только смелыми, но и особенно уместными.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/lyj9qfp3.jpg?v=1&temp_url_sig=aeyIkGsT-pbGnUvd1jOOTA&temp_url_expires=1739825406)
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/lxjneceh.jpg?v=1&temp_url_sig=HGZA9k8UNDcHhkF2zNHUWg&temp_url_expires=1739825406)
А тем временем история моды знала множество примеров тех самых культурных заимствований из той самой религиозной иконографии, или попросту из гардероба служителей культа. Католики тут, понятно, в первых рядах. За примерами далеко ходить не надо. Первый: любимые черные платья и белые воротнички из монастырского детства главной модернистки ХХ века Коко Шанель. Второй: баснословный rose shocking ее заклятой соперницы, сюрреалистки и скандалистки от моды Эльзы Скьяпарелли. Это не что иное, как цвет мантий католических патриархов, торжественные сборища которых она наблюдала из окон своей квартиры напротив собора Святого Петра. Сходство с одеяниями францисканских монахов угадывалось и в работах Кристобаля Баленсиаги.
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/eqtuz7bt.jpg?v=1&temp_url_sig=-AOAaBaLUIsjT-caVYThlg&temp_url_expires=1739825406)
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/samdllnz.jpg?v=1&temp_url_sig=QxguIDvaoo3CafWSBv3n1w&temp_url_expires=1739825406)
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/iejgorea.jpg?v=1&temp_url_sig=18jF2jVM7VWHsT_UZ0C5bQ&temp_url_expires=1739825406)
![](https://cs.kiozk.ru/content/0sq/vun/hzh/lpebh8ubvl7ql1knsmrcuzb/art/34945/ha8ac9oy.jpg?v=1&temp_url_sig=JtvDgJbdG3v1oR9qUzUIfA&temp_url_expires=1739825406)
Постмодернистские 1980‑е позволили дизайнерам обращаться с религиозной символикой запросто — гигантские кресты, украшенные разноцветными камнями и стразами, стали любимым модным украшением. А знаменитая обложка американского Vogue 1988 года, на которой кутюрный топ Кристиана Лакруа с вышитым во всю грудь крестом был надет со стираными джинсами Guess, вообще открыла новую эру во взаимоотношениях высокого и низкого, сакрального и бытового. И то, что это была первая обложка Анны Винтур в качестве главного редактора американского Vogue, лишь четче обозначило все эти вехи. Конечно, 1990‑е с их раскрепощенностью могли позволить Жан-Полю Готье вышивать осененный нимбом лик Христа на поясах-триптихах в зимней коллекции Haute Couture 1997, а Александру Маккуину в том же году — поместить фрагменты ренессансного распятия на сложнейшего кроя жакет, превращая церковную живопись XV века в замысловатый принт. Ну и конечно, Джанни Версаче внес свой весомый вклад в освоение католической символики и перенесение ее на подиумы и в реальную