Kультура
Просто нет слов
В лучших драматических спектаклях на фестивале «Золотая маска» актеры не говорят, а молчат или мурлыкают.
В этом году конкурсная программа фестиваля «Золотая маска» широка, как никогда — сорок три драматических спектакля. Главными фаворитами станут две необычные интерпретации хрестоматийных пьес. В номинации «Спектакль большой формы» все шансы на награду у «Грозы» в режиссуре Андрея Могучего (БДТ им. Товстоногова), а среди постановок малой формы — у «Трех сестер» Тимофея Кулябина (новосибирский «Красный факел»). При всем новаторстве эти работы не раздражают зрителей с традиционными взглядами, а единение зала — верный признак подлинного искусства. Будучи совсем несхожими, два спектакля имеют и одну общую черту — отказ от бытовой речи на сцене. В «Грозе» текст произносится нараспев, и может показаться, что пьеса написана в стихах, а в «Трех сестрах» глухонемые персонажи общаются на языке жестов.
Вообще на этой «Золотой маске» у многих сложится впечатление, что современный театр устал от бесконечного словоговорения. Как сказано в «Чайке» Чехова, «когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, одно и то же, одно и то же, то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая давила ему мозг своей пошлостью». Но как убежать от механистичного повторения одних и тех же слов, реплик, монологов, поданных в тысяче вариаций? Как пробиться к подлинным смыслам поверх слов? Именно эту задачу ставили себе Могучий и Кулябин, приступая к репетициям затасканной классической пьесы. Правда, решили они ее по‑разному.
Превращение персонажей «Трех сестер» в глухонемых может поначалу показаться вычурным ходом: где это вы видывали роту тугоухих военных или даже целый обеззвученный город? Но лишившись дара речи, новосибирские актеры неожиданно проявляют в игре основополагающие смыслы чеховской драматургии, где так наглядно показана невозможность услышать друг друга и понять. «Оперой, полной диссонансов, симфонией отчаяния» назвали «Три сестры» австрийские критики после взрывного триумфа постановки на престижном фестивале «Венская праздничная неделя» в мае прошлого года. Новосибирские «Три сестры» — это действительно невыносимо тихий спектакль, где тишина бьет зрителя по ушам. А в финале музыка играет так бодро, так весело,