Во что могла обойтись России кража картины Куинджи
Экономия на страховании произведений искусств стала в России нормой, и недавнее происшествие в Третьяковке показывает, что она может дорого обойтись стране
История с похищенной 27 января из Инженерного корпуса Третьяковской галереи картиной картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» благополучно разрешилась. Картину нашли невредимой и уже вернули в экспозицию в Третьяковке, где она теперь выставлена под стеклом и с сигнализацией. Злоумышленник арестован.
Кража картины, тем не менее, вскрыла проблему катастрофической уязвимости музеев в области права при наступлении таких случаев. А если бы «блудный сын» Архипа Куинджи не вернулся? Во сколько обошлось бы музеям и государству его исчезновение?
Основным гарантом возмещения всех убытков при кражах в музеях, также как и в случаях вандализма и повреждения картин, должна быть страховая компания, по договору с которой картина застрахована. Так как страхование предметов искусства — дело дорогостоящее (размер страховой премии в среднем составляет от 0,5% до 2% от стоимости картины, что выше ставки за обычное имущественное страхование), музеи не раз признавались, что не могут себе позволить страхование всех своих картин. В связи с таким подходом нередко возникают проблемы. В 2010 году, например, когда во время пожара в реставрационном центре имени И. Э. Грабаря пострадала картина «Александр I на коне» кисти Джорджа Доу, реставрацию пришлось оплачивать из собственного кармана.
Обязательное страхование картин осуществляется только в случае их вывоза за границу в соответствии с требованиями закона от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». При вывозе на зарубежные выставки страхование предметов, относящихся к Музейному фонду Российской Федерации, всегда производится по формуле «от гвоздя до гвоздя» (то есть с момента снятия картины с привычного места в музее до момента ее возврата на это место) и на условиях «от всех рисков», что означает покрытие всех рисков физической гибели и/или повреждения застрахованных музейных предметов по любой причине.