Владимир Ластовский: Cтартап — это осознанный шаг в неизвестность
Владимир Ластовский — основатель сервиса kiozk. Выпускник ВШЭ, работавший в международном консалтинге и инвестициях, придумал и сделал успешный стартап, который не только позволяет читать журналы в цифровом формате, но и слушать аудиозаписи статей, лекций и краткое изложение нон-фикшн-книг. Ластовский рассказал «Снобу», чего ждать от поколения Z, что такое фрагментарное чтение и как можно монетизировать контент
Об идее стартапа
Бизнес-модель я изучил во время работы в компании «Вымпелком». На тот момент у «Билайна» было несколько брендированных сервисов, среди них «Билайн Музыка», «Билайн ТВ» и нишевые истории, в числе которых «Билайн Журналы». До того я знал, что модель агрегации успешно использовалась в видео (Netflix, IVI), музыке (Spotify, «Яндекс.Музыка»), книгах (Amazon, «Литрес»), но видел, что ниша журналов была не занята. Были и есть международные аналоги, агрегаторы цифровых журналов с мобильными приложениями, но не в России. Вместе с партнером, который стал помогать не только финансово, но и общим руководством, я решил попробовать запустить собственный продукт, где самые популярные журналы будут собраны в одном месте и доступны пользователям по подписке. Костяк рабочей команды составили четыре человека: я, продакт-менеджер, разработчик и тестировщик. Как мы тогда шутили, три с половиной землекопа и голый энтузиазм. Ни продуманной бизнес-модели, ни понимания, куда это может вывести. Все решения принимались на уровне ощущений. Мы видели, что у аудитории 30+ есть потребность в чтении журналов, и понимали, что для такой работы нужны относительно небольшие инвестиции. Придумали и разработали первый прототип. На это ушло полгода.
О первых продажах
Нам очень повезло, что Tele2 Казахстан сразу же купил наш сервис. Мы взяли готовый прототип kiozk, поставили их логотип, перекрасили в фирменные цвета и добавили локальный контент, договорившись с Partners Media Group (крупнейшая издательская группа страны, в портфеле которой журналы Harper’s Bazaar, Cosmopolitan, Esquire. — Прим. ред.) Так у пользователя создавалось полное впечатление, что он пользуется продуктом Tele2. Этот подход предполагал, что мы отказываемся от своего бренда и кастомизируем его под заказчика, но зато давал быструю прибыль. В итоге мы продали это решение 11 операторам, что помогло нам окрепнуть финансово.
Об ошибках
Стартап — это осознанный шаг в неизвестность. Абсолютно нормально не знать, как ты приведешь нового партнера, проведешь первую продажу, будет ли востребован новый функционал. Мой опыт показывает, что важно доверять себе, быть деятельным и не растягивать работу во времени — нельзя год думать над приложением или месяцами пилить презентацию. Правильно постоянно идти вперед, но маленькими шагами.
Стартапы строятся на энтузиазме. Для начала его достаточно, но, как только ты начинаешь привлекать клиентов, появляется два варианта: либо ты находишь инвестора и он помогает деньгами, но вмешивается в процесс, либо проект спонсируется самостоятельно. Мы выбрали второй путь и стали вкладывать все деньги в развитие: наняли команду разработки, сделали красивый дизайн, сняли более просторный офис, но, несмотря на усилия, метрики потребления сильно не росли. На собственном опыте мы убедились, что люди не готовы платить за доступ к журналам как таковым или за новости и развлекательные статьи, поскольку считали такой контент легко доступным в век свободного интернета. Тогда мы решили пойти по пути подборок качественных