Венецианская биеннале-2019: главное
От Эрмитажа и V-A-C до хитросплетений основного проекта

До Венецианской биеннале остается меньше месяца. Рассказываем, кого смотреть в основном проекте и за его пределами и что происходит в первом официальном арт-районе на острове Джудекка и российском павильоне — экспериментальном и «эрмитажном».
Арсенале и Джардини: что изменится
Основной проект биеннале объединен темой May You Live In Interesting Times и впервые собирает лишь ныне живущих художников. Так решил главный куратор Ральф Рагофф — в эру всеобщей усталости от ярмарок и выставок, посвященных одним и тем же вопросам, он стремится переработать саму структуру биеннале. Впервые в истории основной проект на двух площадках — Арсенале и Джардини — не цельный мир, а две параллельно существующих: с одним и тем же набором художников, участвующих «дважды». В списке — 79 имен: от Slavs and Tatars и Сиприена Гайара до Шильпы Гупта, Лю Вэя и многих других. Рагоффу удалось выдержать гендерный баланс, равным образом представив в основном проекте и мужчин, и женщин. В сравнении с прошлыми годами — смотрами All the World’s Futures (2015, куратор — ныне покойный Окуи Энвезор) и Vive Arte Viva (2017, Кристин Масель) — у Рагоффа получился проект на 30-40 процентов более скромных размеров.




Международное жюри: состав
Директор берлинского музея Мартин-Гропиус-Бау Стефани Розенталь возглавила жюри 58-й Венецианской биеннале. В него также вошли Дефне Айас (Турция / Нидерланды), куратор фонда V-A-C в Москве, итальянка Кристиана Коллу, генеральный директор Национальной галереи современного искусства в Риме, президент фонда биеннале в Кванджу Ким Сунджунг (Южная Корея) и американец Хамза Уокер, исполнительный директор некоммерческого арт-пространства Laxart в Лос-Анджелесе. Золотых и Серебряных львов жюри вручит 11 мая — на церемонии награждения в ходе официального открытия биеннале.
За вклад в искусство в этом году чествуют 78-летнего художника, публициста и поэта Джимми Дарема — он объявлен лауреатом Золотого льва в этом году. Дарем пять раз участвовал в Венецианской биеннале (1999, 2001, 2003, 2005, 2013), дважды выставлялся на «Документе» в Касселе (1992 и 2012) и 60 лет делал искусство, описанное Ральфом Рагоффом как «одновременно критическое, с чувством юмора и глубоко гуманистское».
Первая перформативная программа
Еще одно нововведение — лайв-программа с 14 произведениями искусства, параллельная основному проекту May You Live in Interesting Times. Увидеть все «живое» можно на открытии и закрытии — в майские дни превью и под конец ноября. Музыка, перформансы и визуальное искусство выбраны Венецианской биеннале совместно с лондонским некоммерческим фондом Delfina, к такому выставочному формату организаторы приближаются, глядя на успех проекта Анне Имхоф в 2017-м, показавшей перформанс «Фауст» на 57-й биеннале. В 2019-м такого искусства в разы больше — основной лайв-площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale, хотя в садах и пространствах по всему городу тоже будет что посмотреть. Среди художников-участников — Алекс Бачински-Дженкинс, Пол Махеке и Мелика Нгомби Колонго, Флоренс Пик и Ив Стейнтон, Виктория Син и другие.