Все управляют всеми
Бизнес переживает смену управленческой парадигмы. Лидерам необходимо осознать свою новую роль в организации и развитии компании. Успех больше не зависит просто от способности адаптироваться к новым условиям и быстро внедрять инновационные подходы – меняется сама суть управленческого действия, позиция лидера в организационных процессах.
Сложилась своего рода революционная ситуация. Появляются все новые инструменты управления эффективностью, но KPI, IIS, ОКР, грейды оказываются нерелевантными для управления глубинной мотивацией сотрудника. С одной стороны, все начинают понимать неэффективность директивного лидерства, а с другой – подавляющее большинство руководителей не владеют и не стремятся овладевать технологиями диалога, предпочитают пользоваться манипулятивными инструментами влияния. В компаниях появляются штатные психологи, но уровень эмоционального напряжения возрастает.
По данным ресурсов Alter и hh.ru, количество опрошенных, которые оценивают свой стресс как «сильный» и «очень сильный», за последние два года выросло с 36% в начале 2023 г. до 45% в 2025 г. На этом фоне снижается эффективность коммуникации внутри производственных процессов, что, в свою очередь, повышает уровень конфликтности. В исследовании «Сберуниверситета», проведенном совместно с hh.ru, респонденты сообщали, что в результате конфликтов в компаниях формировалась «токсичная среда» (это отметили 50%), терялась мотивация к работе (45%) и к сотрудничеству с коллегами (42%). По мнению тех же респондентов (41%), руководство мало что могло сделать для исправления ситуации. Собственники все больше вовлекаются в операционное управление и межличностные конфликты, вместо того чтобы заниматься развитием бизнеса и повышением эффективности своих команд.
Помимо внешних вызовов, общей турбулентности и неопределенности есть факторы, связанные с самой логикой развития бизнеса как особой человеческой практики, где от эффективности соединения производственных и социальных процессов зависит конечный результат.
Производственные технологии усложняются, к сотрудникам предъявляются все более высокие требования. В стремлении соответствовать им сотрудники становятся более компетентными и осведомленными и, как следствие, больше ценят себя. Такими сотрудниками сложно управлять в модели «приказал – выполнил»: иногда рядовой специалист оказывается более образованным и искушенным, нежели руководитель, не только в производственных вопросах, но и в технологиях влияния. Он может с легкостью манипулировать ситуацией и, по сути, управлять начальником.
Жизненный цикл проектов сокращается. Обозначая этот тренд в 2022 г., эксперты Аналитического центра при правительстве РФ объявили о необходимости формирования лидеров нового формата, «лидеров-трансформаторов», которые могут не только генерировать прорывные проекты, но и внедрять и реализовывать их. Решение этой задачи требует высокого уровня вертикальной и горизонтальной синхронизации взаимодействия и согласованного применения управленческих инструментов на всех уровнях организации. Время лидеров-одиночек уходит в прошлое, само понятие лидерства меняется. При всей важности харизмы и лидерских качеств отдельных людей результат обеспечивает команда.