Временно недоступен
Каждый четвертый сотрудник регулярно отказывается от звонков и чатов среди рабочей недели. Такие паузы помогают повысить продуктивность работы
24% сотрудников в России в течение рабочей недели делают паузу в общении по телефону или в чатах, так как это позволяет сосредоточиться на задачах. Такие данные в своем исследовании приводит компания Kaiten, которая провела онлайн-опрос 1284 россиян, занятых в основном в сферах информационных технологий, девелопмента, маркетинга, розничной торговли, образования и проч. 18% респондентов ответили, что их устраивают дни без звонков и переписок, несмотря на то что в команде это не принято. 6% сообщили, что такая практика внедрена официально: работодатель заранее согласовывает отказ от коммуникаций в определенные дни. При этом 38% опрошенных хотели бы, чтобы в их командах были «периоды тишины». И лишь 33% впервые слышат о таком формате.
Те, кто внедряет такие периоды самостоятельно, чаще всего блокируют время в календаре (28%), отключают уведомления (22%) или предупреждают коллег заранее (12%). Часть респондентов отмечают, что «дни тишины» помогают лучше сфокусироваться (28%), снижают уровень стресса (25%), позволяют больше успевать (20%) и меньше уставать к вечеру (17%).
Большинство участников опроса отметили, что значительная часть рабочего времени уходит на переписку с коллегами. У 37% звонки и обсуждения в чатах занимают от трех до четырех часов в день, у 29% – более четырех часов, у 22% – 1–2 часа. 6% тратят на это меньше часа, еще 7% затруднились с оценкой. 41% респондентов чувствуют усталость от рабочих коммуникаций каждый день, 39% – несколько раз в неделю, 18% – редко и только 2% – никогда.
Право на офлайн
Благодаря развитию цифровизации количество коммуникаций увеличивается. Число рабочих созвонов в 2024 г. выросло в 2 и более раз по сравнению с предыдущим годом, говорится в исследовании сервиса коммуникаций «Контур.Толк». Согласно его данным, 60% работающих россиян проводят 1–2 онлайн-встречи каждый день, еще 30% – 3–4.
Дистанционный формат работы в период пандемии привел к размыванию границ между личным и рабочим временем, что в результате может стать причиной профессионального выгорания. Поэтому «право на офлайн» или «право на отключение» (right to disconnect) – юридически закрепленная возможность работника не отвечать на звонки, сообщения или письма после окончания рабочего времени – стало актуальной проблемой на мировом рынке труда, говорит эксперт компании «Актион кадры и HR» (входит в группу «Актион») Вячеслав Филиппов. Еще в 2011 г. концерн Volkswagen ограничил рассылку писем сотрудникам на мобильные телефоны после окончания смены. А в 2017 г. Франция первой закрепила это право на законодательном уровне, обязав компании формировать внутренние правила отключения. За ней последовали другие страны: Словакия в 2021 г., Словения в 2024 г.
Подобные инициативы предпринимались и в России: в 2020 г. депутаты Госдумы при обсуждении поправок о дистанционной работе предлагали закрепить право сотрудника не быть на связи в период отдыха и приравнять занятость в это время к сверхурочной с соответствующей оплатой. Но ко второму и третьему чтениям эта норма была исключена, отмечает Филиппов.