Владимир Садовин: Я за то, чтобы использовать локализованные автомобили

В этом году «Делимобилю» исполнилось 10 лет, и компания отметила их запуском сервиса еще в трех городах – Краснодаре, Челябинске и Ярославле, расширив количество доступных локаций до 16. Компания проходит стадию активных инвестиций: увеличивает парк автомобилей и вкладывается в сервисную инфраструктуру, из-за чего финансовые показатели по итогам первого полугодия снизились. В интервью «Ведомостям» гендиректор «Делимобиля» Владимир Садовин рассказал, когда компания сможет выйти на чистую прибыль, как она адаптируется к сложностям с геолокацией и интернетом и чем китайский кроссовер местной сборки привлекательнее машин Lada.
– До назначения гендиректором «Делимобиля» вы работали в структурах Х5. Что общего у продуктового ритейла и каршеринга?
– Я вошел в совет директоров «Делимобиля» полтора года назад. Меня пригласил основатель компании Винченцо Трани – в тот момент сервис как раз готовился к выходу на IPO. Поэтому до назначения я уже был погружен в деятельность компании, и это для меня не было чем-то новым.
Но вы правы: большую часть своей карьеры я работал в ритейле. 20 лет я руководил компанией «Азбука вкуса», потом был советником по стратегическому маркетингу в «Перекрестке» (входит в группу Х5). В 2022 г. ушел из X5 Group, затем были еще собственные проекты.
Любой в2с-бизнес в чем-то похож – направления могут быть разными, но клиент один, со своим паттерном потребления. Если экстраполировать, то чем каршеринговый сервис отличается от розницы? Каршеринг – это более сложный бизнес. Наши машины постоянно в движении – мы управляем ими удаленно, а это требует гораздо более гибких и сложных решений. Но главная цель у нас, как и у любого другого бизнеса, – стать для человека самым простым и надежным способом получить нужный продукт.
У нас большой парк автомобилей. Просто мы продаем не товары, а услуги аренды авто, чтобы пользователь мог перемещаться удобно и с комфортом. Благодаря этой схожести подходов я могу посмотреть свежим взглядом на компанию со стороны потребителя.
– И как именно выглядит компания «глазами потребителя»?
– «Делимобиль» – это технологический бизнес. Раньше мы рассматривали рынок через призму автомобиля и связанных с ним технологий. А что, если сместить взгляд на покупателя? Важно понимать, что нужно клиенту, как ему можно облегчить жизнь. Ведь больше чем у половины наших пользователей есть своя машина. Для них каршеринг – это второй автомобиль, когда свой недоступен или неудобен. Чаще всего люди пользуются сервисом, чтобы доехать из точки А в точку Б и обратно. Кто-то ездит на работу, кто-то – по делам или за покупками, а кто-то – чтобы просто прокатиться по городу. Сценариев использования масса. Наша ключевая задача – создавать персонализированные предложения. Мы должны понимать потребности каждого клиента и предлагать именно тот вариант использования, который ему подходит.
Сейчас дорабатываем продукт. В ближайшее время будем учитывать всю историю ваших поездок, чтобы с помощью и естественного, и искусственного интеллекта анализировать паттерны потребления клиентов и предлагать наиболее выгодную услугу для вас. Глобально людям важны два критерия – близость автомобиля и стоимость поездки. Соответственно, если мы предложим подходящий автомобиль в радиусе 250 м по комфортной цене, то с вероятностью более 90% человек эту услугу купит. Наша задача – увеличить количество таких случаев. У нас в парке свыше 30 000 автомобилей. В среднем одной машиной пользуются пять раз в день. Мы можем увеличить этот показатель за счет предоставления наиболее персонифицированной услуги.
«Запуск на новой локации стоит десятки миллионов рублей»
– Какой сейчас, по вашим оценкам, уровень проникновения каршеринга в стране?
– Сейчас сервисы каршеринга охватывают примерно 3% от населения страны. 37 млн жителей, проживающих в городах с населением свыше 500 000 человек, имеют права. И это наша целевая аудитория. А сейчас каршерингом пользуется только 3% из них. Наша задача – выйти на 25%: это потенциал рынка. Если в 2025 г. оборот каршеринговых сервисов составит порядка 88 млрд руб., то к 2028 г. может вырасти до 234 млрд руб. Если же смотреть на города с населением от 250 000 человек, то потенциал еще больше.
– В этом году ваш сервис появился в Краснодаре, Ярославле, Челябинске и ряде других городов. Где еще планируете запуститься до конца года?
– До конца года мы уже вряд ли будем запускать сервис в новых городах. Но у нас есть свой целевой список из 36 городов, куда мы планируем выйти. Сейчас работаем в 16 из них. В следующем году в соответствии с нашей стратегией развития запустим каршеринг в 3–5 городах. Мы планируем сохранить такой темп расширения и в будущем.
– Дальний Восток остается единственным федеральным округом, где крупнейшие игроки до сих пор не представлены. Планируете ли выйти в этот регион? Если да, то в каких городах и когда?