Валерий Горбунов: Ведем переговоры с несколькими перспективными партнерами
Председатель совета директоров «Автотора»
Долгие годы «Автотор» специализировался на производстве премиальных BMW, а также более массовых автомобилей Hyundai и Kia. В 2022 г. все зарубежные партнеры ушли, и компания стала осваивать производство китайских машин. Загрузка предприятия существенно снизилась и сейчас находится в пределах 10% от производственной мощности. Несмотря на спад авторынка, «Автотор» рассчитывает наращивать выпуск автотехники, привлекать новых китайских партнеров и локализовывать их производство. В интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Автотора» Валерий Горбунов рассказал о поиске оптимальных для производства китайских брендов, развитии электромобилей и о том, почему не всегда нужно стремиться получать баллы за локализацию.
– По итогам прошлого года объем легкового авторынка сократился на 15%, в связи с чем автоконцерны были вынуждены сокращать объемы производства. Как обстоят дела у «Автотора»? Сколько машин вы выпустили?
– Результаты «Автотора» по итогам прошлого года отражают общую ситуацию, сложившуюся на российском рынке. На протяжении 30 лет своей деятельности компания обеспечила миллиардные инвестиции в развитие, в создание производственного комплекса мощностью 300 000–350 000 автомобилей в год, и такого объема выпуска мы достигали. Сейчас мы находимся на уровне порядка 10% от возможной загрузки. И все трагичные последствия этого ощущаем в полной мере. В первую очередь это потеря высококвалифицированных кадров, которые мы воспитывали и обучали на протяжении многих лет.
В 2025 г. общий рынок упал, но нам удалось немного нарастить производство – чуть более чем на 10% к уровню 2024 г. (30 400 шт. по состоянию на 31 декабря 2024 г.). Но мы прежде всего бизнес-структура. И с точки зрения бизнеса это вряд ли можно назвать заметным ростом.
– Более 30 лет назад «Автотор» начал производство на тот момент малоизвестных Kia, сейчас на заводе собирают Kaiyi, BAIC, SWM и Jetour. В какой пропорции был распределен объем выпуска между ними?
– В период 2024–2025 гг. это были плюс-минус равные пропорции – по несколько тысяч автомобилей в год.
– Коллеги из Telegram-каналов периодически пишут о прекращении выпуска то одной, то другой марки из числа ваших партнеров. Какой портфель брендов на данный момент сформирован «Автотором»?
– Сложились устоявшиеся отношения с Jetour, подписаны необходимые документы. Приближаемся к завершению согласования условий сотрудничества с Changan. Он также будет одним из ключевых партнеров. Названия торговых марок, под которыми эта продукция будет на рынке, мы сейчас не озвучиваем. Это решение за брендодержателем. Условия производства уже согласованы, требуется урегулировать ряд других вопросов.
Проекты по производству автомобилей BAIC и SWM также продолжаются. С BAIC можно развивать определенную нишу. У компании очень мощный центр исследований и разработок в сфере автомобилестроения. Эти проекты составят небольшую часть от общего объема производства.
«Сформировался новый портрет российского автомобильного рынка»
– «Автотор» получил эксклюзивное право на производство Changan в России?
– Этот вопрос лучше адресовать Changan. Есть примеры, когда в России бренды локализуются не на одной производственной базе.
– Kaiyi больше не выпускаете?
– Начну с небольшой предыстории. У нас уже был опыт работы с Chery (Kaiyi является ее подразделением), еще с 2005 г., мы поняли ментальность китайских бизнес-партнеров. В 2022 г. они оказались ближайшими среди дружественных нам компаний. В их портфеле есть бренды, сопоставимые с BMW и General Motors, а есть такие, каким был бренд Kia в 1997 г.
При планировании производственной программы и долгосрочного развития для нас было важно понять намерения китайских компаний в части перспектив глубокой локализации производства. Это является обязательным требованием. Мы изначально шли в совместные проекты с теми компаниями, которые готовы были идти на углубление технологического сотрудничества. С кем-то находили понимание, с кем-то – нет, провели переговоры минимум с двумя десятками брендов.
С молодым брендом Кaiyi наше понимание перспектив сотрудничества совпало. Мы начали перезапуск производства на нашем предприятии именно с этой линейки продукции в 2023 г., первыми освоив производство новых китайских марок. За прошедшие три года сформировался новый портрет российского автомобильного рынка. Китайские бренды активно конкурируют здесь, постоянно трансформируют количество и качество своего присутствия, в том числе предлагая рынку различные варианты моделей многочисленных суббрендов. Chery в настоящее время корректирует политику по распределению суббрендов на российском рынке, поэтому на сегодняшний день принято решение о приостановке локального производства автомобилей под брендом Кaiyi на мощностях нашего предприятия.
Но все обязательства с нашей стороны как производителя, а также обязательства по постпродажному обслуживанию автомобилей Kaiyi сохраняются.
