Ставки не сыграли
МВФ поставил под сомнение эффективность режима таргетирования инфляции. В эпоху сложностей с цепочками поставок центральным банкам следует проявлять гибкость
Режим инфляционного таргетирования (ИТ), который десятилетиями считался универсальным, действенным и эффективным инструментом стабилизации цен, в период глобального инфляционного шока 2022 г. не обеспечил преимуществ. Такие выводы содержатся в докладе Международного валютного фонда (МВФ) «Как справлялись с инфляцией в 2022 г.: сравнительный анализ центральных банков, проводящих и не проводящих инфляционное таргетирование». На него обратил внимание директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Альберт Бахтизин. По его словам, это «новая веха» в эволюции монетарной доктрины. Эксперт на основании своих собственных подсчетов приводит доводы в пользу того, что ЦБ России мог бы существенно снизить процентную ставку без угрозы инфляционных издержек.
Расчеты МВФ показали, что, несмотря на решительное и раннее повышение процентных ставок, центральные банки с режимом ИТ не добились статистически значимо лучших показателей, чем их коллеги без таргета. Авторы исследования проанализировали данные по 70 странам, в 33 из которых центральные банки придерживались ИТ, а в 37 – нет. Россия была отнесена к странам с наиболее жесткой политикой ЦБ наравне с Японией, Индонезией, Чехией, Канадой, Израилем, Исландией и рядом других стран. К странам, не ведущим политику ИТ, были отнесены США, Китай, Швейцария, Вьетнам, Сингапур, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.
«Во время инфляционного эпизода, вызванного не перегревом спроса, а внешними потрясениями, такими как война, волатильность энергоносителей, сбои в логистике, усилия центральных банков с политикой ИТ не привели к ощутимым результатам по сравнению с другими центральными банками», – указывают эксперты МВФ.
В 2024 г. к подобным выводам пришли эксперты Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS) в научном докладе «Целевые правила Тейлора: некоторые доказательства и теория». Тогда экономисты утверждали, что денежно-кредитная политика (ДКП) не должна быть слишком жесткой, если инфляция обусловлена ограниченным предложением, а не ростом спроса. Эксперты BIS предлагали ввести новое понятие – «целевое правило Тейлора», основанное на доктрине Федеральной резервной системы (ФРС), которая призывает к более мягкой ДКП, когда инфляция обусловлена факторами предложения. Правило Тейлора – классическая модель, которую используют центральные банки при принятии решения о ставке на основе данных об инфляции, ВВП и других экономических условий.
Таким образом, в мире структурных и геополитических шоков механическое следование правилу Тейлора и установленной цели по инфляции теряет смысл, делает вывод Бахтизин. Политика должна становиться гибкой и интегрированной с более широкими задачами, считает он.
