Работодатели остыли
Рынок труда ждет оптимизация трат на персонал и замедление роста зарплат, считают эксперты. Также возможно расширение неформальной занятости
В прошлом году на перегретом рынке труда началось охлаждение: компании на фоне высокой ключевой ставки и ухудшения финансового состояния сократили потребности в найме новых сотрудников. В 2026 г. бизнес продолжит оптимизировать расходы на персонал, что приведет к замедлению роста зарплат и переходу от рынка работника к рынку работодателя. При этом значимого роста безработицы не произойдет благодаря гибкости, связанной в том числе с развитием платформенной занятости. Отдельной тенденцией станет расширение неформального сектора и практики зарплат в конверте.
Что с безработицей
За прошлый год вакансий стало меньше на 12%, а резюме – больше на 19%, следует из данных SuperJob. При этом компании не спешили увольнять действующих сотрудников, а переводили их на неполный рабочий день или предлагали вынужденный отпуск. Это так называемая скрытая безработица. О такой тенденции говорили представители бизнеса и профсоюзов еще летом прошлого года. Доля работников, находившихся в режиме неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, в прошлом году росла (с 9% в начале года до 14,5% к середине года). Более 14% организаций сокращали рабочее время для уменьшения издержек в декабре, следует из данных индекса социальной и инвестиционной активности РСПП.
На фоне отсутствия массовых увольнений уровень безработицы колебался в прошлом году около исторических минимумов – 2,1%. В начале года показатель был на уровне 2,4%, затем он перешел к снижению. Индекс hh, который показывает отношение количества активных резюме к количеству активных вакансий на рынке, вырос с 4,8 в начале года (умеренный уровень конкуренции за рабочие места) до 8,6 в конце (высокий уровень конкуренции).

Исторически при охлаждении российского рынка труда подстройка в большей степени происходила за счет динамики зарплат, а не за счет роста безработицы, отмечает главный экономист АО «Эйлер аналитические технологии» Елена Ахмедова. Рынок труда в последние годы стал структурно более гибким, в том числе за счет платформенной занятости, что не позволит безработице вырасти выше 3%, считает она.
Значительный рост безработицы маловероятен, поскольку сохраняется невысокий уровень притока молодых людей, закончилось действие реформы повышения пенсионного возраста, снижается численность мигрантов и сохраняется тренд на уход на военную службу по контракту, говорит профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его прогнозу, показатель будет в пределах 2,3–2,5%. Сафонов ожидает, что безработица будет преобладать в скрытой форме: неполная занятость, административные отпуска.
