Нестандартные страховки
В страховом бизнесе не массово, но развиты необычные полисы под нестандартные решения. Например, многие коллекционеры считают правильным застраховать редкое вино или иконы, но иногда такие индивидуальные полисы выливаются и в отдельные программы для VIP-клиентов

Российские страховые компании помимо классических продуктов – ОСАГО, ДМС или каско – предоставляют также множество необычных полисов страхования – от ретро-автомобилей до бронзовой кепки бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и окаменелых останков динозавров. За рубежом известны случаи, когда знаменитости страховали отдельные части тела – ноги Дэвида Бекхэма, улыбку Джулии Робертс, голос Брюса Спрингстина, говорится в материалах на сайте «Ингосстраха».
От кого спрос
Росту интереса к нетипичным страховым продуктам способствует развитие нишевых рынков – киберспорта, криптоактивов, популярность экстремальных хобби, а также изменение потребительских привычек, которое приводит к потребности, например, страховать гаджеты, отмечают представители ВСК и «Согаза».
Но рынок консервативен, а доля проникновения страхования в России невысока, оценивает представитель ВСК: нестандартные решения чаще востребованы в b2b-сегменте или у состоятельных частных клиентов. Стандартизированные продукты обычно не могут удовлетворить страхователей VIP-категории, говорит начальник управления по работе с VIPклиентами Ирина Пономарева. Богатым клиентам нужно больше, например страхование элементов архитектурной отделки, ландшафтного дизайна, эксклюзивных ценностей внутри дома.
На объектах коллекционеры не экономят и ждут помощи в создании оптимальных условий их страхования, рассказала она. Например, владелец парка раритетных автомобилей не только хранит их в гараже, но и активно использует – выезжает на прогулки, участвует в ралли, поэтому ему требуется особый подход к формированию программы, индивидуальная настройка элементов страхового покрытия под конкретные риски и случаи, объяснила Пономарева.
Также запросы на нестандартное страхование приходят через партнеров, говорит управляющий директор департамента андеррайтинга розничного страхования «Ренессанс страхования» Артем Искра. Они стремятся предложить клиентам сервисы, повышающие их лояльность, а также ищут дополнительные источники дохода, объяснил он: часто это продукты с глубокой адаптацией под специфические товарные и клиентские сегменты.
Чтобы разработать индивидуальное страховое предложение, сначала анализируется риск – для этого привлекаются эксперты в соответствующей области, изучаются аналоги и зарубежный опыт, оцениваются вероятность и ожидаемые убытки, осуществляется сценарное моделирование, поделился руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Андрей Ариничев. Затем определяется необходимость и возможность перестраховочной поддержки, продолжил он. И уже исходя из ожидаемых убытков, вероятности, особенностей риска и его уникальности рассчитывается стоимость, заключил Ариничев.