Как уравнять налогообложение онлайн-торговли и офлайн-розницы?

ВедомостиБизнес

Налоги на равных

Глава «Сбера» Герман Греф предлагает уравнять налогообложение онлайн-торговли и офлайн-розницы. Но налоговая нагрузка маркетплейсов выше, чем на доход обычных розничных сетей, говорят в Wildberries

Наталья Заруцкая, Анастасия Бойко
вт. 9.12.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

В споре банков с маркетплейсами проблема не в самих скидках [которые дают покупателям за оплату товара картой банка маркетплейса], а в вопросе равных условий конкуренции – если допускают одних, то должны допускать и других, сказал «Ведомостям» председатель правления Сбербанка Герман Греф в кулуарах заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Важно, чтобы маркетплейсы платили налоги так же, как и офлайн-магазины, считает он.

В середине ноября Греф заявлял, что маркетплейсы в 2024 г. из-за скидок недоплатили налоги на сумму около 1,5 трлн руб. «Сбер» рассчитал эту сумму через разницу между потенциальными выплатами НДС в бюджет и оценкой фактической уплаты НДС продавцами.

Тогда же Греф заявил, что площадки должны показать свою эффективность в честной конкуренции, поэтому необходимо сосредоточиться на том, чтобы поместить их «в нормальное конкурентное пространство». И это задача государства, указал он. Сегодня маркетплейсы вне конкуренции, в первую очередь вне налоговой конкуренции, подчеркнул предправления «Сбера».

Через пару дней Греф пояснил, что финансовая организация не выступает против скидок, но не поддерживает «скидки в одни ворота» – когда в случае, если вы не клиент какого-то из банков, вы не можете получить скидку. Он назвал это торговым рабством: «Хочешь купить, хочешь получить скидку, значит, ты обязан открыть в каком-то банке карту, и никого больше к этому не подпускают».

Все уже уплачено

Маркетплейсы – одни из крупнейших налогоплательщиков в стране и налоговая нагрузка на доход маркетплейсов выше, чем на доход розничных сетей в офлайне, сказал «Ведомостям» представитель «Wildberries и Russ». Конкретные цифры и расчеты он не привел. Также собеседник напомнил, что продавцы самостоятельно декларируют доходы и уплачивают налоги в зависимости от своего налогового режима. Малому и среднему бизнесу в соответствии с правительственной политикой предоставлено право применять спецрежимы для дальнейшего роста и развития вне зависимости от канала реализации их товаров, подчеркнул представитель объединенной компании. При этом в последние годы разрыв между общей и упрощенной системой снижается, отметил он.

Собеседник «Ведомостей», близкий к одному из бизнес-объединений, утверждает, что налоговая нагрузка на доходы цифровых платформ составляет 6–7%, в то время как у розничных сетей она порядка 4%.

Кроме того, маркетплейсы способствуют обелению малого и среднего бизнеса и все расчеты с продавцами осуществляются в безналичном порядке, указал представитель «Wildberries и Russ». В частности, маркетплейсы являются участниками эксперимента ФНС, направленного на предупреждение налоговых рисков продавцов на цифровых платформах, напомнил он. По недавней оценке руководителя ФНС Даниила Егорова, риски нарушения налогового законодательства есть лишь у 0,3% компаний и ИП на маркетплейсах, напомнил собеседник.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении