Почему текущий год оказался непростым для лизинговой отрасли

ВедомостиРепортаж

Магомед Бекбузаров: «Сейчас каждый пятый лизингополучатель на рынке не платит»

Первый заместитель гендиректора, член совета директоров ЛК «Европлан»

Мария Серебрякова
ср. 24.12.2025

Фото: Алексей Орлов / Ведомости

Текущий год оказался непростым для лизинговой отрасли: по итогам прошедших девяти месяцев объем нового бизнеса сократился на 48% год к году, объем ЧИЛ (чистых инвестиций в лизинг) – на 12%, лизинговый портфель – на 9,8%, зафиксировало агентство «Эксперт РА». Чтобы рынок вернулся к росту, уровень ставок должен стать комфортным для обновления основных фондов. Кроме того, отрасли придется иначе строить свои риск-политики и активнее заниматься цифровизацией. Об этом в интервью «Ведомости. Аналитике» заявил первый заместитель генерального директора, член совета директоров ЛК «Европлан» Магомед Бекбузаров. Также он рассказал о борьбе с ростом стоков изъятой техники, новых практиках взыскания убытков и стратегических планах.

– Что послужило основной причиной спада на рынке в 2025 г.?

– Прежде всего – высокая ключевая ставка. Чем она выше, тем дороже становится для клиентов обновление их основных фондов, а значит, сжимается спрос. Нового бизнеса становится все меньше. Это, в свою очередь, ведет к сокращению остатка лизингового портфеля, который является основным источником доходов для лизинговой компании (ЛК). В среднем рынок откатился по этому показателю к уровням 2022 г. При этом расходы в 2025 г. резко выросли из-за высокой инфляции. Таким образом, внешняя конъюнктура оказала негативное влияние на чистую прибыль компаний сразу с двух сторон: и со стороны доходов, которые упали из-за снижения портфеля, и со стороны затрат, которые увеличились из-за инфляции. Такое мы временно наблюдали в 2015 г. Коэффициент соотношения затрат к доходам снизился с 51,6% в 2015 г. до 24,5% за январь – сентябрь 2025 г.

Вторым вызовом 2025-го стали резервы. При высоких ставках уровень платежеспособности клиентов снижается, и они чаще уходят в дефолт. Сейчас каждый пятый лизингополучатель не платит, что приводит к росту изъятий техники. При этом остаточная стоимость имущества резко снизилась, и этот фактор сохраняется уже продолжительное время. При расторжении договора лизинга в моменте образуется убыток, особенно если аванс по этой технике был низким. В результате многим компаниям приходится доначислять резервы по проблемным активам и отражать убытки в отчетности.

– Несколько лет назад среди ЛК была распространена практика нулевых авансов. Как она повлияла на текущее состояние рынка и сохранилась ли в 2025 г.?

– Нулевые авансы в свое время использовались в качестве инструмента жесткой конкуренции на рынке автолизинга. Это стало общей практикой, однако спустя несколько лет почти все компании отказались от такого продукта, потому что он привлек в лизинг низкокачественных заемщиков и не защищал от имущественного риска, что в итоге обернулось дефолтами и крупными убытками. Мы пробовали работать с нулевыми авансами, но сразу установили надбавку за риск, однако она не покрывает всех рисков, поэтому мы создаем больше резервов, чем планировали. В дальнейшем мы полностью отказались от такой практики и сейчас не предлагаем даже низких авансов. В новом бизнесе они сейчас в среднем составляют 27%, что отсекает неплатежеспособных заемщиков «на подходе». Некоторые лизинговые компании начали делать то же самое. Сейчас на основании накопленного опыта и инфраструктуры мы создаем систему оценки рисков, которая позволит уйти от усреднения и напрямую связывать стоимость риска с условиями для клиентов.

«Изъятия техники пошли сплошным потоком»

– Как в 2025 г. решалась проблема со стоками изъятой техники, образовавшимися в том числе и из-за массового распространения нулевых авансов?

– Эта проблема стала центральной для рынка в 2025 г. В IV квартале 2024 г. ЦБ отменил послабления для банков по нормативам ликвидности. Банкам пришлось наращивать пассивную базу и сокращать кредитование, поэтому они резко ужесточили условия по кредитам для бизнеса. Если до отмены послаблений ставки выглядели как ключевая плюс 2–2,5%, то после нее – как ключевая плюс 7–8%. Таким образом, пополнение оборотных средств для многих лизинговых клиентов, особенно из сегмента малого и среднего бизнеса, оказалось недоступным. Это стало дополнительным стимулом для увеличения частоты дефолтов. И в I квартале 2025 г. изъятия техники пошли сплошным потоком. Рекорды пришлись на март.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении