Ловушка производительности труда
Более медленный темп роста производительности труда по сравнению с ростом реальных заработных плат традиционно рассматривается Банком России как важный проинфляционный фактор. Можно открыть, например, резюме обсуждения в ходе заседания совета директоров ЦБ 25 июля 2025 г. и увидеть этот аргумент в самом начале списка проинфляционных факторов. О необходимости новых подходов к повышению производительности труда говорил в недавнем интервью и директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Андрей Ганган. По логике ЦБ повышение потребительской активности из-за роста зарплат без соответствующего роста производительности и, следовательно, объемов производства приводит к ускорению инфляции, а значит, требует жесткой денежно-кредитной политики.
Однако с показателем производительности труда есть ряд фундаментальных сложностей, что вызывает вопросы о целесообразности его использования в качестве аргумента в принятии решения по ключевой ставке.
Прежде всего есть вопросы по оперативности и точности данных. В Росстате, например, отмечают, что первичный сбор данных по производительности может быть очень неточным. Масштаб правок, по оценке замруководителя службы Ирины Масаковой, «катастрофический» – почти 70% промышленных предприятий вносит изменения в свои первоначальные данные. Это приводит к продолжительному пересмотру данных. Например, изначально рост производительности труда в 2017 г. оценивался в 1,5%, два года спустя показатель пересмотрели до 1,9%, а текущие оценки на сайте Росстата на 2017 г. составляют уже 2,1%. К статистическим искажениям может приводить и оценка производительности в рамках групп компаний, а также при найме сотрудников вахтовым методом, когда, например, работник числится в одном регионе или компании холдинга, а по факту работает в другом месте, и т. д.
Банк России проводит собственные регулярные опросы предприятий, на основе которых оценивает динамику производительности труда. Такие данные дают возможность оценивать ситуацию до выхода официальной статистики. Однако сложностей, с которыми при измерении производительности сталкивается Росстат, Банку России в полной мере вряд ли удается избежать.