Хозяевам поднадоели гости
Российские селлеры просят ужесточить правила для иностранных продавцов на маркетплейсах. Для китайцев на онлайн-площадках действуют пониженные комиссии и нет требований по обязательной маркировке товара
Ассоциация участников рынка электронной торговли (АУРЭК, в состав входят преимущественно владельцы пунктов выдачи заказов, поставщики маркетплейсов, небольшие онлайн-магазины) пожаловалась на недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных продавцов – преимущественно из Китая. АУРЭК направила сразу несколько обращений в адрес Ozon, «Яндекс маркета», Wildberries, Минпромторга и ФАС (копии писем есть в распоряжении «Ведомостей»). В обращениях ассоциация попросила принять дополнительные меры против копирования контента российских продавцов, различий в комиссиях и требованиях по маркировке товаров при трансграничной торговле.
Рассылка жалоб и предложений
В письме крупнейшим маркетплейсам АУРЭК обратила внимание на проблему массового копирования иностранными магазинами карточек товаров российских продавцов. По данным ассоциации, контент российских селлеров – фотографии, описания и инфографика – копируется сервисами парсинга в потоковом режиме в объемах «сотен и тысяч позиций». Авторы письма называют это «высокотехнологичным рейдерством контента» и утверждают, что такие действия приводят к потере органического трафика и ухудшению репутационных показателей российских продавцов.
Ассоциация предложила маркетплейсам ввести систему обязательных депозитов для иностранных магазинов. Это позволит при выявлении копирования или других нарушений автоматически перечислять компенсацию пострадавшему продавцу, а иностранный магазин будет обязан восстановить депозит до базового уровня. При повторных нарушениях АУРЭК предлагает блокировать магазин и запрещать его повторную регистрацию на площадке.
Отдельное письмо АУРЭК направила министру промышленности и торговли Антону Алиханову, в Федеральную таможенную службу России (ФТС) и Евразийскую экономическую комиссию (ЕАЭК). В нем предложено ввести для иностранных продавцов требование по обязательной маркировке продаваемых через маркетплейсы товаров системой «Честный знак» (российская госсистема отслеживания движения отдельных товаров). Согласно позиции АУРЭК, сейчас иностранные продавцы получают необоснованное конкурентное преимущество из-за отсутствия такого требования при поставках товаров напрямую конечному потребителю из другой страны.
В письме также говорится об отсутствии контроля за движением товаров китайского происхождения и рисках роста контрафакта. АУРЭК предлагает пересмотреть действующие требования и рассмотреть возможность предварительной электронной регистрации трансграничных отправлений, чтобы данные о товаре и его отправителе поступали в систему до ввоза.
