Глобальные идеи Си
Российские ученые разобрали идеологическое развитие в КНР при правлении Си Цзиньпина. Идеологические постулаты имеют реальные последствия в преображении современного Китая

Институт Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН) выпустил первое в России исследование о взаимосвязи теоретических идей председателя КНР Си Цзиньпина с внутри- и внешнеполитическим курсом этой страны за последние 13 лет. В монографии «Современная идеология КНР. Идеи Си Цзиньпина как основа политики Китая», которую презентуют 16 сентября, китаисты проанализировали, как власти КНР с помощью идеологии стимулируют внутреннее развитие страны и видят идеальное глобальное управление.
Что Си предлагает миру
В 2013 г. Си, выступая в МГИМО, выдвинул свою главную внешнеполитическую концепцию построения сообщества единой судьбы человечества, а за последующие годы – связанные с ней глобальные инициативы по развитию, в области безопасности и цивилизационную (еще одна, о глобальном управлении, была высказана им 1 сентября 2025 г. на саммите ШОС уже после сдачи монографии в печать. – «Ведомости»). Все они связаны со стремлением Китая реформировать глобальную систему управления так, чтобы она лучше соответствовала китайским интересам и ценностям, пишет главный научный сотрудник центра «Россия, Китай, мир» ИКСА Владимир Петровский.
Китайская инициатива по глобальному развитию говорит, в частности, что протекционизм приводит только к самоизоляции, санкции вредят не только адресатам, но и авторам. Инициатива в области глобальной безопасности же, по мнению китайских экспертов, разрушила монополию западных стран на право формулировать международные правила. Наконец, глобальная инициатива цивилизаций призывает в том числе увеличивать масштабы неправительственных обменов (не только сугубо культурных, но и политических, экономических, научных и т. д.). По данным китайских экспертов, 89% мировых конфликтов происходит «в странах с низким уровнем межкультурного диалога».
На практике во внешней политике на основе упомянутых концепций Китай заявляет, что он не борется за мировую гегемонию. Но, как пишет ведущий научный сотрудник ИКСА Иван Зуенко, из-за повышения значения стран Глобального Юга в условиях, когда торговать станет еще более выгодно, чем воевать, китайские идеологи отводят своей стране роль одного из мировых лидеров. При этом в таких «международных отношениях нового типа» сотрудничество не предусматривает установление гегемонии военно-политического характера.