Финансовая ИИ-помощь
На финансовом рынке тестируют создание независимого ИИ-помощника. Он будет разъяснять клиентам суть сложных банковских продуктов и подсвечивать различные детали

Создание независимого ИИ-помощника сможет помочь клиентам со сложными продуктами, объясняя их суть и подсвечивая детали, на которые надо обратить внимание. Банки поддерживают появление такого инструмента, показал опрос «Ведомостей». Эту идею обсуждали сразу на нескольких сессиях форума «Финополис» 10 октября. ИИ-помощника могла бы сделать и предоставить рынку на равных условиях «Ассоциация Финтех» (АФТ), считают представители ПСБ, Совкомбанка, банка Дом.РФ и «ОТП банка».
Что обсуждали на форуме
Об ИИ-помощнике заговорил первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский на пленарной сессии «Финополиса» 10 октября. По его словам, единицы изучают договоры о банковских продуктах полностью или с юристом, большинство же просто пролистывают документ и могут что-то прочитать на последней странице. Поэтому банкир предложил размещать в самом начале на «полстраницы» нативное и простое пояснение с акцентами – что в выбранном продукте представляет наибольший риск, чем он отличается от принятых стандартов, если речь идет об ипотеке или автокредитовании. Если же говорить о предоставлении услуг онлайн, то как раз составлять такое описание мог бы ИИ-помощник, потому что «искусственный интеллект нельзя обмануть», заявил Хотимский. Это может ускорить ознакомление с документами и повысить прозрачность предоставляемых услуг, что снизит уровень мисселинга, подчеркнул он. По словам Хотимского, на базе Банка России уже протестировали подобный инструмент и «результаты вдохновляют».
ЦБ уже попробовал эту технологию с узким кругом банков и увидел ее «хорошие перспективы», подтвердил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута в кулуарах «Финополиса». ИИ-помощник «понятным человеческим языком» объясняет потенциальному покупателю депозита или кредита, на что ему нужно обратить внимание, рассказал он. Сейчас регулятор запустил расширенный тест, в котором участвует порядка 10 банков, отметил Мамута. ЦБ надеется, что испытание займет 6–9 месяцев, а потом технологию можно будет выпустить на рынок.
ИИ-помощник может быть размещен на отдельном сайте, на который не сложно попасть, считав QR-код с сайта конкретного банка, предположил Мамута. Сервис будет подсвечивать до пяти ключевых отличий продукта от аналогов без дополнительных условий и прикладывать ссылку, перейдя по которой пользователь прочитает все дополнительные условия подробно, рассуждает он. При этом задать дополнительные вопросы ИИ по продукту клиент не сможет, указал Мамута: «Пока мы исходим из того, что это будет готовый ответ». В отделениях банков то же самое будет выдаваться на бумаге, добавил он. Таким образом человек получит информацию с проверенного ресурса, а регулятору не придется применять жесткие меры по контролю за отдельными банковскими продуктами, отметил Мамута.