Дробление не сдает позиции
Аналитики заявили о неизменности доли искусственно раздробленных компаний. Несмотря на запущенную в прошлом году амнистию, такой способ незаконной оптимизации все еще остается очень востребованным
Число российских компаний на упрощенной системе налогообложения (УСН), имеющих признаки дробления бизнеса, не уменьшилось по сравнению с концом прошлого года, несмотря на старт амнистии. К таким выводам приходят аналитики «Актион бухгалтерии» (входит в группу «Актион») на основе данных ФНС и государственных реестров. В августе 2025 г. их насчитывалось 421 826, что на 2% больше результатов осени прошлого года (412 670 юрлиц).
По данным ФНС на 1 января текущего года, упрощенной системой в России пользовались 1 453 248 компаний и ИП. Таким образом, доля потенциальных «дробленцев» среди компаний на УСН, как и в прошлом году, составляет порядка 30%.
Методология расчета базируется на учете ключевых признаков дробления – взаимозависимости компаний или ИП в сочетании с идентичным или похожим видом деятельности. В исследовании речь идет о юрлицах на УСН, у которых есть прямо аффилированные с ними организации (один и тот же директор или совпадение в учредителях). Кроме того, в подсчетах учитывались и ситуации, когда топ-менеджер или владелец регистрировались в качестве ИП при условии совпадения вида деятельности, указано в исследовании.
Оценка «дробленцев», которую приводят эксперты, выглядит правдоподобно, но важны нюансы методологии, отмечает исполнительный директор «Опоры России» (представляет интересы малого и среднего бизнеса) Андрей Шубин. В частности, взаимозависимость напрямую не является признаком ведения единого бизнеса, тем более если у юрлиц разные бизнес-модели, отмечает Шубин. Поэтому оценивать показатели необходимо с учетом всех особенностей, к примеру, когда работают под одним товарным знаком или есть франшиза, добавляет он. Признают дробление по совокупности признаков, а не по одному и ключевой тут признак вовсе не взаимозависимость, а кто выступал центром принятия решений, считает он.
Методология подсчетов, скорее всего, не в полной мере отражает реальный масштаб проблемы дробления бизнеса, так как учитывает только прямую взаимозависимость, а это «верхушка айсберга» – большинство случаев дробления являются более скрытыми (используются разные юридические адреса, учредители и директора), соглашается член генсовета «Деловой России» Екатерина Авдеева. Несмотря на это, сам по себе рост на 2% даже по этой ограниченной методике уже «вызывает опасения», так как указывает на сохранение и даже усиление тенденции к дроблению, отмечает она.