Как компании готовят будущих сотрудников из детей своих специалистов

ВедомостиБизнес

Детей готовят к работе

Компании стали чаще готовить будущих сотрудников из детей своих специалистов. Это позволит решить проблему нехватки кадров

Мария Шакирова
пн. 1.12.2025

Freepik

Со стороны бизнеса растет спрос на профориентационные программы для детей работников. По словам основателя сети детских языковых лагерей Enjoy Camp Александра Медведева, его компания в последние два года активно получает запросы на корпоративные смены в лагерях, выездные интенсивы и мастер-классы, посвященные знакомству с профессиями родителей – сотрудников заказчиков. Только в текущем году их было 15. Среди клиентов этого направления – игроки из сферы IT, инженерии и логистики, говорит он. Медведев также добавляет, что у больших отраслеобразующих предприятий стоит цель сформировать преемственность поколений. Enjoy Camp, в частности, уже организовывала такие мероприятия для «Росморпорта», Останкинского мясокомбината и еще нескольких организаций. «Самые дальновидные запускают пилотные программы на ближайшие каникулы. Их цель – первыми получить стратегическое преимущество в «войне за таланты», начав готовить свою смену уже сегодня», – заключает эксперт.

Молодой тренд

Работа с детьми сотрудников – новая и довольно быстро формирующаяся на российском рынке HR-практика, отмечает руководитель направления «Бренд работодателя» кадровой компании Ancor Виктория Старостина. Она напоминает, что еще несколько лет назад такая инициатива выглядела как периферийная активность, но сегодня она превращается в заметный тренд, особенно среди крупных градообразующих компаний.

По данным SuperJob, еще в 2022–2023 гг. доля работодателей, которые организовывали профориентационные программы для детей сотрудников, была минимальной – 5%. Но к концу прошлого года интерес к таким курсам вырос втрое. В исследовании HeadHunter «Бенефиты-2024» отмечается, что предприятия – лидеры в борьбе за таланты все чаще добавляют в соцпакет опции, направленные на поддержку семей своих кадров, что тоже косвенно может свидетельствовать о развитии корпоративных инициатив для подрастающего поколения.

Пока речь идет о минимальном количество организаций, но темпы роста позволяют говорить о системном явлении, убеждена Старостина. По ее наблюдениям, более отчетливо этот тренд заметен в промышленности, энергетике, транспорте, добывающих отраслях – там, где остро стоит проблема дефицита специалистов и оттока людей из городов присутствия предприятий.

Ancor, как утверждает эксперт, часто сталкивается с запросами на разработку и проведение активностей, направленных на детей. Компании запускают семейные дни на производстве, проводят ознакомительные экскурсии, создают «профессии в игровой форме» для школьников, организуют профильные летние смены и лагеря, а в отдельных случаях даже открывают корпоративные школы и спецклассы. Форматы варьируются, но логика одна: знакомить детей сотрудников (и детей в целом) с профессией, формировать доверие к работодателю, демонстрировать технологичность отрасли и создавать эмоциональную связь, которая может перерасти в осознанный профессиональный выбор.

Такие инициативы были всегда, но сейчас фокус смещается от развлечений к профориентации и переносу профессиональной идентичности родителя на семью, добавляет эксперт фирмы «Актион кадры и HR» (входит в группу «Актион») Данил Мяло. Тренд объясняется несколькими факторами. Во-первых, бизнес столкнулся с затяжным кадровым голодом. Во многих секторах профессии требуют многолетней подготовки, а традиционная воронка рекрутмента уже не обеспечивает притока молодежи, вторит ему Старостина. Работодателям, по ее словам, приходится удлинять горизонт взаимодействия с будущими кандидатами, делая точкой входа не вуз и не колледж, а школу и даже детский сад.

Во-вторых, семейные программы в HR давно перестали быть «добрыми инициативами», отмечает Мяло. Компании, по его словам, все чаще рассматривают сотрудника через призму семьи. Программы, направленные на детей, повышают уровень доверия родителей, усиливают лояльность и становятся сильным эмоциональным маркером бренда работодателя. Предприятия ищут нематериальные способы повысить ценность работы, добавляет Мяло. По его словам, подобные инициатива усиливают социальный пакет, который работает как инструмент удержания персонала. В высококонкурентных отраслях эмоциональные факторы давно играют ту же роль, что и финансовые, резюмирует он.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении