Маркетплейсы могут стать налоговыми агентами

ВедомостиБизнес

Агентская модель

Минфин поддерживает наделение маркетплейсов функцией налоговых агентов. Это может упростить контрольную работу налоговых органов, но есть нюансы, считают эксперты

Анастасия Бойко
Четверг, 3 июля 2025

Платформы уже находятся в диалоге с ФНС в рамках пилотного проекта по информационному обмену, обсуждаются различные инициативы / Максим Стулов / Ведомости

При соблюдении ряда условий Минфин поддерживает идею наделить маркетплейсы функцией налогового агента. Об этом заявил в интервью «Ведомостям» замминистра финансов – статс-секретарь Алексей Сазанов. «С точки зрения администрирования, конечно, гораздо проще взаимодействовать с одной площадкой, чем с тысячами ее продавцов. Поэтому сделать площадки налоговыми агентами – это движение в правильном направлении», – отметил он.

По его словам, Минфин будет «точно поддерживать переход к агентской схеме в случаях, когда площадки достаточно крупные, и при условии, что они проводят через себя поток транзакций». В этом случае площадки могут быть налоговыми агентами и уплачивать налоги за тех лиц, которые торгуют через них, добавил замминистра. Это позволит повысить прозрачность операций на электронных площадках и собираемость налогов, считает он. Кроме того, это соответствует мировым трендам, которые наблюдаются в других странах. «Будем двигаться в этом направлении по мере созревания рынка и появления законодательного регулирования платформенной экономики. Рано или поздно мы к этому придем», – сказал Сазанов.

Платформы уже находятся в диалоге с ФНС в рамках пилотного проекта по информационному обмену, обсуждаются различные инициативы, сообщил «Ведомостям» представитель Ассоциации цифровых платформ (АЦП). Налоговое агентирование активно обсуждалось несколько лет назад, но на текущем этапе бизнес не знакомили с параметрами новой концепции, добавил он.

В мировой практике есть подобные успешные примеры, поэтому идея заслуживает внимания, считает представитель АЦП. При этом инициативу необходимо рассматривать вместе с прочими инструментами повышения прозрачности, учитывать различия налоговых сценариев продавцов, добавляет собеседник. «В противном случае затраты на разработку и поддержание системы как на стороне бизнеса, так и на стороне налоговой могут превысить достигнутый эффект для бюджета», – указал он. Кроме того, важно создать регуляторную базу, которая исключит возможность налоговых злоупотреблений, и выстроить автоматический обмен данными с государственными информационными системами, считают в АЦП.

Грани сотрудничества

В 2024 г. агрегатор «Яндекс такси» запустил в экспериментальном режиме сервис автоматического расчета и удержания налогов для водителей со статусом самозанятых. С 1 февраля 2025 г. компания перешла на обязательное удержание налога с доходов самозанятых водителей. После каждой поездки «Яндекс такси» рассчитывает и удерживает налоги со всех доходов, полученных самозанятым через сервис, затем компания ежемесячно уплачивает их за него. С февраля 2024 г. компания направила в бюджет более 21 млрд руб., рассказал «Ведомостям» представитель «Яндекса». Такой формат стал возможен благодаря особенностям специального налогового режима для самозанятых, в рамках которого

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении