«В России смелые сценарии не всегда превращаются в хорошее кино»: сербский актер Милош Бикович о русском кино
26 декабря в российский прокат выходит комедия от режиссера «Текста» Клима Шипенко — «Холоп», а 30 января на экранах появится фантастика «Кома» Никиты Аргунова. В этих двух фильмах сыграл сербский актер Милош Бикович, с которым Forbes Life встретился, чтобы поговорить о различиях в российском и сербском кинопроизводстве
Для Клима Шипенко фильм «Холоп» — возрождение традиций советской комедии со стилевыми приветами вестернам Серджио Леоне, на которых Клим вырос. А что было в детстве у вас? Было ли советское кино?
Советского кино не было. Но поскольку я жил в Югославии (а это тоже была коммунистическая страна, унаследовавшая славянскую культуру и славянский генотип), то и дух югославских социалистических фильмов совпадал с советскими как по характеру героев, так и по содержавшемуся в них юмору. Вместе с тем в них есть и некий балканский призвук, который наделяет эти фильмы черным юмором. Например, фильм который называется «Кто там поет?». Его союз кинематографистов Югославии признал лучшим за всю историю югославского кино. Режиссер фильма Слободан Шияч — предтеча Кустурицы. И мы с ним следующем году будем делать с его новый фильм.
Отличается ли кинопроцесс в Сербии от кинопроцесса в России?
Производство отличается от проекта к проекту. В целом, индустрия России и Сербии отличаются не так сильно. Русское кино на взлете — и разница теперь чувствуется сильнее, со временем она будет все более и более заметна. Масштабы другие. Например, я сейчас продюсирую сербско-русские фильмы. Такие, как «Балканский рубеж» и «Отель Белград». Расскажу вам один случай: ко мне подходит режиссер на площадке и говорит про одного сотрудника киногруппы, что тот делает свою работу не очень хорошо, мол, надо его менять и просит сделать это прямо завтра. Я отвечаю, что завтра не получится, потому что население Сербии почти как население Питера. Найти хорошего сотрудника еще и свободного — ни разу не просто. Сейчас у нас еще много голливудских фильмов снимается потому что вступил закон о ребейтах, и это, конечно, тоже еще одна сложность. Лучшие специалисты теперь задействованы на голливудских проектах.
Давайте продолжим разговор о Сербии. У вас в прошлом году на родине вышел в прокат фильм «Южный ветер», в котором рассказывалась история лихих девяностых в Сербии. Не планируется ли он к выходу у нас?
Не успели договориться с прокатчиками. На Балканах фильм сорвал все рекорды, и здесь мы не хотели его катать с маленьким количеством экранов. Поэтому, хотим запустить его на платформы, и если он хорошо зайдет там, то вторую часть уже пустим в прокат в России. Начнем мы ее снимать, кстати, в марте следующего года.
Девяностые там отличались от девяностых здесь?
Не принципиально, колорит был другой. У вас бандюганы ходили в кожаных куртках и свитерах, у нас они были в спортивным костюмах. Россия поднялась за счет природных ресурсов, а Сербия таких ресурсов не имела и не имела такого оружия, чтобы защищать Югославию, ее территориальный интегритет. С Россией могло произойти то же самое, после распада СССР, она могла начать делиться дальше, но, к счастью, этого не произошло.