Утро в музее
Зачем грабить Лувр и оставлять самое ценное
18 октября 2025 года около 9:30 трое в масках проникли в галерею Аполлона и похитили девять ювелирных изделий из коллекции Наполеона III. Кто может быть заказчиком такого дерзкого преступления и какая судьба ждет украденные артефакты — разбирался эксперт по драгоценным камням, кандидат химических наук Владимир Тесленко.
Грабители использовали автовышку со стороны набережной Сены, чтобы подняться к окну, вскрыли его и оказались внутри Лувра. Вся операция заняла от четырех до семи минут. Похищены ожерелье, брошь, тиара и другие украшения. Позже сломанная корона императрицы Евгении была найдена на улице недалеко от музея. Знаменитый бриллиант «Регент» не пострадал.
Самый ценный и известный экспонат галереи Аполлона — «Регент», один из наиболее чистых и совершенных бриллиантов в мире. Камень весом в 140,64 карата был добыт в Индии в XVII веке. Имеет не только безупречные характеристики, но и королевский провенанс: им владели французские короли Людовик XV и Людовик XVI, его носила Мария Антуанетта. Наполеон I вставил его в эфес своей коронационной шпаги. «Регент» был символом мощи и преемственности французской государственности — от монархии к империи. Сегодня его стоимость оценивается в сотни миллионов евро и он является бесспорным национальным достоянием Франции, чья кража стала бы событием планетарного масштаба. То, что грабители не тронули его, может говорить либо о том, что он слишком хорошо защищен, либо о том, что их интересовали изделия другого контекста, а не максимальная финансовая выгода.
Ограбление в Лувре в 2025 году стало болезненным уроком, продемонстрировавшим, что даже самые знаменитые музеи мира уязвимы перед хорошо спланированными и дерзкими налетами. Оно ясно указало на системные проблемы — перегруженность посетителями, нехватку персонала и недостаточный уровень физической защиты для многих ценных экспонатов.
В результате инцидента французское правительство объявило о проверке систем безопасности во всех национальных музеях, хранящих ювелирные коллекции. Это событие, вероятно, станет точкой отсчета для новых, более строгих мер по охране культурного наследия, направленных на то, чтобы подобная «сцена из кино» больше не повторилась в реальности.
Ценность украденных предметов — колоссальная и в значительной степени нематериальная. Прямая страховая их стоимость — €40–50 тыс. Однако эти цифры, разумеется, не имеют ничего общего с рыночной стоимостью подобных изделий.
Страховые взносы за уникальные исторические артефакты, чья реальная цена исчисляется миллионами, были бы астрономическими. Поэтому музеи часто страхуют подобные предметы по стоимости драгоценных металлов и камней, из которых они сделаны, считая это своего рода минимальной гарантией.
На вкус и цвет
С точки зрения ювелирного искусства похищенные драгоценности — это типичные для середины XIX века высококачественные изделия в стиле неорококо или неоклассицизма. Среди них, например, тиара императрицы Евгении — золотая, украшенная жемчугом и бриллиантами. Аналогичные по уровню исполнения тиары того периода можно найти в частных коллекциях и на аукционах.
Сами по себе, как ювелирные изделия, украденные экспонаты, безусловно, ценны, но не уникальны. Их миллиардная стоимость и штучность проистекают исключительно из провенанса — неразрывной цепи владения, ведущей к Наполеону III и его двору. Без этого они просто старинные украшения. С ним — священные реликвии Империи.
