«Уроки Фарси» - наше кино, за которое не стыдно
Премьера картины о Холокосте «Уроки Фарси» Перельмана состоялась на Берлинском кинофестивале (внеконкурсная программа Special), а теперь она выходит в российский прокат. Рассказываем, почему ее стоит посмотреть.

Режиссер «Дом из песка и тумана», сериалов «Пепел» и «Измены» зачем-то после них пошел снимать медленно умирающую франшизу «Елки» и невнятную драму «Купи меня», но в этом году триумфально вернулся в большое кино с совершенно голливудскими «Уроками Фарси», драмой про Холокост с условным хэппи-эндом. Условным - потому что выживает тут только один из заключенных, но собственно остальные зрителя не так сильно волнуют.


Холокост - не только болезненная, но и очень опасная тема. А идея сфокусироваться на живых, а не мертвых, на тех, кому безумно повезло, а не погибших в газовой камере - не нова, но опасна. Потому что грозит банальной «ошибкой выжившего», когда частное превращается в общее и вместо рассказа об ужасах концлагерей мы получаем рассказ о большой удаче, перечеркивающей все остальное. Перельману удалось избежать этой ловушки: «никто не забыт, ничто не забыто» выказано немного в лоб, но в этом (наверное) и есть весь смысл картины.

Совершенно очевидно, что режиссер начинал карьеру в Голливуде и не поклонялся Тарковскому в застенках ВГИКА, потому что иначе пришлось бы прибегать к символам, иносказаниям и метафорам, вместо того, чтобы заявить честно и прямо - я снимаю кино об этом. И в том, чтобы говорить прямо, ничего плохого нет, напротив, зритель остается благодарен, что его не путают и не пытаются сбить со следа. То есть - и кино умное посмотрел про Холокост, и все понял. Просто-таки киндер-сюрприз.