Учимся читать: как помочь ребенку запомнить буквы
Современная школьная программа не дает времени на раскачку. Во многих школах при приеме в первый класс требуют, чтобы дети уже умели читать. Перед родителями стоит непростая задача — обучить грамоте, не отбив интерес к учебе. Логопед Оксана Аникеева рассказывает, какие игры и упражнения помогут ребенку запомнить буквы и овладеть чтением.
Как читают взрослые? Чтение — сложный познавательный процесс, которым человек овладевает в результате работы различных мозговых систем и анализаторов. Взрослый воспринимает при чтении слово целиком — непростые операции анализа и синтеза, которые предшествуют этому, происходят автоматически.
Как читают дети? У детей, которые только начинают овладевать грамотой, слово не воспринимается как единое целое. Для них на первоначальном этапе единица чтения — это буква. Ребенок должен увидеть букву, опознать ее графический образ, соотнести с соответствующим звуком. Дальше он должен также опознать следующую букву, не забыв предыдущую, иначе невозможно сложить слог, а из слогов слово.
Эти этапы ребенок осваивает долго, путем слаженной работы всех анализаторов и систем мозга. При этом работают восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, речь, мышление и воля. Если эти функции в полной мере не сформированы к 6 годам, то ребенок испытывает сложности при овладении чтением. Первые неудачи часто снижают интерес и желание заниматься, что еще больше ухудшает ситуацию. Получается замкнутый круг: у ребенка трудности, падает мотивация, чтение превращается в ненавистное занятие.
Выход есть, но предстоит целенаправленная и кропотливая работа: логопеда, других педагогов и, конечно, родителей. Общими усилиями нужно сформировать у ребенка стабильный графический образ буквы. Чтобы этот процесс стал не только познавательным, но и интересным, можно разнообразить работу играми и упражнениями.