Убийственно красивы: 10 самых странных бьюти-трендов в истории
Красота требует жертв. Человеческих. Увы, часто это не шутка. История доказывает: ради идеальной внешности люди во все века калечили себя. А иногда и убивали
Древний Египет: ароматные парики
Много веков у египтян в моде были пышные парики. Самые дорогие делали из человеческих волос, подешевле — из волос, смешанных с овечьей шерстью, еще проще — из шерсти целиком или из растительных волокон. И мужчины и женщины, носившие парики, коротко стриглись — это спасало от паразитов. Египтяне также пользовались румянами, изготовленными из красной глины, и еще обожали благовония.
Сохранилось много изображений пирующих людей с укрепленными на париках ароматическими конусами; когда по улице двигалась царская процессия, созерцавшие ее подданные в знак почтения смазывали волосы благовонными маслами. Представители обоих полов густо подводили глаза зеленой малахитовой краской, позже ее вытеснила черная — из свинцовой руды. Свинец токсичен, однако египтяне считали, что подводка для век защищает их от болезней.
Несколько лет назад химики Филипп Уолтер, Кристиан Аматоре и другие исследовали остатки древнеегипетской краски и нашли в них соли свинца, которые, соприкасаясь с кожей, способствуют выделению оксида азота, а тот, в свою очередь, участвует в регуляции иммунной системы. Так что поверье, вполне возможно, было небезосновательным.
Римляне ранней империи: белила от крокодила
Римский идеал красоты на рубеже новой эры — статная белокожая блондинка. Поэтому дамы осветляли волосы всевозможными средствами: галльским мылом из букового пепла и козьего жира, смесью осадка винного уксуса с маслом мастикового дерева и даже голубиным пометом. Поэт Овидий в «Науке любви» писал, что соотечественницы подрисовывали себе брови так, что они сходились на переносице. Чтобы уберечь лицо от загара, римская модница выходила на улицу под зонтом от солнца. Кроме того, дамы белились разведенным в уксусе мелом, а также мазью из крокодильих экскрементов.
Еще в Древней Греции были известны свинцовые белила, охотно пользовались ими и римлянки. Однако от ядовитого металла портились кожа и зубы, более того, свинец имеет свойство накапливаться в организме и вызывать различные болезни, в том числе онкологические. Вредили здоровью и румяна из киновари — сульфида ртути. Чтобы скрывать дефекты кожи и подчеркивать ее белизну, римлянки, вероятно, первыми придумали мушки — искусственные родинки из ткани.
Средневековая Япония: брови-бабочки
В эпоху Хэйан (VIII–XII века) у японских дам «в тренде» были длинные прямые волосы, струящиеся до пят и далее. Вьющиеся пряди писательница X столетия Сэй-Сёнагон называла «претенциозно пошлыми». Многие дамы, не имея густой шевелюры от природы, использовали шиньоны и парики. Смуглая женщина не могла считаться красавицей. Аристократкам подобало удалять брови и в несколько слоев покрывать лицо, шею и уши белилами на основе свинца. Случалось, «штукатурка» отваливалась кусками, когда дама, забывшись, касалась лица рукавом. На лбу сажей ставили два пятна — «брови-облака» или «брови-бабочки», в зависимости от формы. Губы красили ярко-алой помадой; привлекательным считался маленький аккуратный рот.
Декоративной косметикой пользовались и мужчины. В конце периода Хэйан вошло в моду чернить зубы по достижении полового созревания; так делали и юноши и девушки. Специальный состав для этого получали разными способами — из вина, уксуса, чая, железных опилок, древесной коры, измельченных чернильных орешков. Черный был очень почитаемым цветом, кроме того, средневековые японцы полагали, что он красиво оттеняет набеленное лицо.
Монгольские степи: курносые кочевницы
Женщины монгольских племен в XIII веке, когда Чингисхан создавал свою империю, любили броский макияж. По крайней мере, по мнению иноземцев. Дамы мазали лицо желтыми белилами (которые китайский дипломат Сюй Тин принял за волчий помет) и, по свидетельству фламандского монаха-путешественника Виллема Рубрука, очень густо подводили брови черной краской. «Все женщины удивительно тучны, — также отмечал фламандец, — и та, у которой нос меньше, чем у других, считается более красивой». Рубрук рассказывал, что видел супругу монгольского военачальника, у которой, по-видимому, ради соответствия идеалу был отрезан кончик носа.