Трезвые факты о фильме «Особенности национальной охоты»
Режиссер Александр Рогожкин умер 23 октября. Но оставил нас не с пустыми руками. В 1995 году он, никого не предупредив, вдруг снял фильм, который переменил всю российскую комедию.

Девяностые годы были темным средневековьем для русского кино. Во всех кинотеатрах под храп зрителей крутили «Сибирского цирюльника», а то российское, что выходило на видеокассетах, смотреть было невозможно и даже опасно. Фактически всего два фильма спасли наше кино от гангрены с коллапсом — «Брат» и «Особенности национальной охоты».
1Мужчина в полном расцвете сил
Уроженцу Ленинграда Рогожкину было 45 лет, когда он принялся за постановку «Особенности национальной охоты». По кинематографическим меркам для режиссера — почти детский возраст.
Александр, однако, был кем угодно, но не желторотым новичком. В 1989 году он прославился на Берлинском фестивале с черной-пречерной драмой «Караул» о дедовщине. В ней, кстати, можно увидеть и будущих артистов «…охоты» — Алексея Булдакова и Сергея Куприянова.
В «Карауле» Рогожкину пригодился не только режиссерский, но и армейский опыт. Когда он служил, в караульной роте призывник застрелил шестерых солдат, которые над ним издевались. И двоих встречных за пределами части.

2Комедия строго режима
Практически все, что выходило у Рогожкина между «Караулом» и «…охотой», — постперестроечный мрак и чернуха. Мало того, и «Особенности национальной охоты» не замышлялись как комедия, скорее, как легкий чеховский этюд или советский образовательный фильм. Как признавались впоследствии создатели, картина постепенно превращалась в комедию сама по себе, по ходу съемок.
Начальная сцена псовой охоты — она как раз демонстрирует самую серьезную ноту картины. Рогожкин позаимствовал ее настроение в «Войне и мире» Толстого.