Золотое сечение
Решив добиться абсолютной беспристрастности, мы попросили химика и парфюмерного эксперта оценить вслепую* присланный образец аромата
Неподписанный атомайзер, прибывший из редакции, натолкнул меня на главную тему для разговора. Каким должен быть хороший аромат? Гениальный Ги Робер, автор Dioressence, Hermès Caleche и Amouage Gold, в полушутку как-то ответил, что «в первую очередь духи должны хорошо пахнуть». Это важное замечание, потому что в наше время об этом иногда забывают. Несомненно, важны технические качества: большинство покупателей очень волнует стойкость — иногда даже больше, чем непосредственно запах, ольфакторный профиль. Что же касается художественной ценности аромата, то кроме азбучного «единства формы и содержания» очень важна уникальность, индивидуальность: в каждый момент развития аромата он должен легко считываться и быть узнаваемым.
Надо отметить, что новаторские идеи возникают в парфюмерии нечасто — лишь единичные ароматы оказывают настолько сильное влияние, что их копируют и цитируют в надежде на коммерческий успех. По большому счету за каждым парфюмерным жанром стоит вполне конкретный аромат-прародитель: для шипров это Chypre de Coty, пьедестал родоначальника фужеров традиционно делят Houbigant Fougere Royale и Guerlain Jicky, цветочно-альдегидный жанр во многом стал популярен благодаря Chanel № 5, сиропная гурманская лавина накрыла всех после Mugler Angel, вся мужская ароматическая акватика — это так или иначе пересказанный Davido¯ Cool Water и так далее. Хорошую идею как бы не стыдно повторить; вспомните те группы начала 90-х, которые вроде как не копировали Portishead и Massive Attack, а просто «тоже играли трип-хоп».
Понятно, что грань между плагиатом, цитатой и художественным переосмыслением очень размыта. Юридически доказать факт воровства идеи в парфюмерии крайне сложно, такие случаи можно пересчитать по пальцам: например, однажды сдали нервы у Lancôme, когда некая компания начала активно продвигать копию аромата Tresor, утверждая, что «разницу почувствует только кошелек». Если же бренд не делает прямых отсылок к продукции конкурентов (скажем, в названии или оформлении), а лишь повторяет с некоторыми незначительными вариациями чей-то удачный аромат, то волноваться не о чем. Такое случается сплошь и рядом: компании, выпускающие массовую продукцию, не могут сильно рисковать —