Загадка цитрусов
Решив добиться абсолютной беспристрастности, мы попросили химика и парфюмерного эксперта Матвея Юдова оценить вслепую парфюмерный образец
Наверное, было бы преувеличением и даже ошибкой назвать обоняние рудиментарным чувством, но то, что это чувство «ведомое» и во многом сопряженное с другими, не вызывает сомнения. В отличие от изображения и звука, мы редко осмысляем и анализируем ольфакторную информацию. Этим пользуются многие производители косметики и парфюмерии: если, к примеру, ваш шампунь оранжевого цвета, а на этикетке нарисован апельсин, то отдушка может быть практически любой — все равно мозг «достроит» общую картину, аккуратно сгладив противоречия, и вам будет казаться, что пахнет тоже апельсином. Обмануть обоняние таким способом — дело очень нехитрое.
На этом же принципе построена «библиотека ароматов» марки Demeter: глядя на картинку, вы легко якобы «угадываете» запах. Но попробуйте это сделать вслепую: готов поспорить — у вас ничего не получится.
Мне всегда нравились подобные слепые тесты с запахами, они позволяют многое расставить по своим места. Я нередко проводил подобные эксперименты: просил угадать розничную стоимость аромата или, скажем, рассортировать на «мужские» и «женские». Как показывает мой опыт, сделать это не представляется возможным.
Известный американский парфюмерный критик Чандлер Бёрр (Chandler Burr) однажды придумал интересный проект, который он назвал The Untitled Series. Суть его заключается в том, что некоторые ароматы, которые уже были выпущены ранее, разливаются в небольшие технические флаконы и маркируются кодом, составленным по принципу сериала: S01E01 и так далее. Люди,оформившие подписку на этот проект, получают возможность как бы заново познакомиться с ароматом, отбросив все отвлекающие факторы: название, марку, дизайн упаковки, рекламу. Какое-то время участники обсуждают свои догадки на форуме, позже название аромата раскрывается.
Когда люди узнают, что я занимаюсь запахами и парфюмерией, они часто начинают проверять мне на прочность, в том числе просят угадать аромат, которым они пользуются, — или проанализировать его, в то время как они будут сверять мои слова с так называемой пирамидой. По самым скромным подсчетам за последние 10 лет выпущено более 16 000 новых ароматов, и это число растет с каждым днем. Запомнить такое колоссальное количество парфюмерных композиций невозможно даже супер-профессионалу. Наверняка вы слышали историю о том, как именитые винные эксперты при слепом тестировании не смогли отличить белое вино от красного. Не знаю, насколько это правдивый