Три мушкетера
Mps de Luca — одно из самых известных и дорогих парижских ателье с безупречной репутацией, завидным кругом клиентов и узнаваемым стилем. Мы поговорили с отцом и сыновьями де Лука о секретах семейного бизнеса
На парижской Рюде-ля-Пэ, в шаге от Вандомской площади и Оперы, я сворачиваю в арку — и застываю у входа в ателье, рассматривая припаркованный тут сверкающий хромом кастом-байк. Наверняка в ателье приехал кто-то из крутых клиентов, ведь Camps de Luca обшивают немало звезд, финансовых воротил и политиков, а среди них есть те еще щеголи. В ателье меня встречает Джулиен — старший из двух братьев де Лука. Младший — Чарльз — занят примеркой с клиентом. Вскоре со второго этажа, где работают портные, спускается их отец Марк — высокий и очень подтянутый для своего возраста.
Де Лука — итальянская семья. После войны отец Марка Марио, который выучился мастерству у дяди родом из Абруццо, знаменитого своими портными, покинул нищую Италию, чтобы попытать счастья в Париже. Город был полон итальянских мастеров, и конкуренция была огромной — но именно итальянцы во многом создали тот стиль, который принято считать парижским. В 1949 году Марио основал свое дело, а в 1969-м он объединился с выходцем из Испании Джозефом Кампсом и открыл ателье Camps de Luca на площади Мадлен, где оно располагалось до 2015 года. Марк 12 лет перенимал мастерство у своего отца и мистера Кампса. Но когда подрос внук Джулиен, дед Марио настоял, чтобы тот получил более стабильную профессию в сфере финансов — в конце 90-х его отправили учиться в Лондон.
«В 1990-е появилось много готовой одежды, потом пришел fashion, и люди стали заказывать меньше костюмов. Думаю, на его решение повлияла стагнация в бизнесе, снижение числа клиентов», — комментирует Джулиен. Отец добавляет: «Мы ощущали нехватку кадров — поколение моего отца уходило, а молодые не интересовались этим делом. Быть портным точно не было модно. В тот момент и основные клиенты, и мастера в ателье были старше, чем я сейчас».