Духовный наставник
Шить он начал, когда ему еще не было и четырех, в 12 обучался искусству кройки в ателье в Сан-Себастьяне, и совсем неудивительно, что к 72 годам, под конец своей праведной жизни, он был известен как «наш повелитель»
О жизни признанного гения Кристобаля Баленсиаги известно немногое. «Пикассо от моды» (так его называл британский фотограф Сесил Битон) или «наш повелитель» (по замечанию Кристиана Диора) словоохотливостью не отличался. На его фоне даже затворник Сэлинджер показался бы человеком весьма разговорчивым. «С заказчиками он встречается редко, в свет тоже почти не выходит», — писал Битон. Интервью Баленсиага дал лишь однажды, в 1971 году газете The Times, — заявив, правда, что объяснить суть его ремесла абсолютно невозможно. В фотосессии участвовал тоже всего раз — в 1927 году. На этих снимках погруженный в свои мысли модельер присел на спинку не то кресла, не то оттоманки. На нем великолепный двубортный костюм с мягким плечом, а из нагрудного кармана выглядывает платок, сложенный так, что сразу вспоминаешь его самые авангардные и эксцентричные творения с пышными, объемными складками.
В модных кругах, где критика существует разве что в частных разговорах, уверяют, что нынешний креативный директор дома Balenciaga Демна Гвасалия по духу близок Баленсиаге: мол, он так же играет с пропорциями и формами, не боится крайностей. Достаточно вспомнить знаменитое платье-мешок Баленсиаги, которое в начале 50-х произвело настоящий фурор. Так же бурно в наши дни публика реагировала разве что на «горбатую коллекцию» Comme des Garçons, появившуюся в 90-х. Стоит упомянуть и черное бархатное платье, на которое религиозного Баленсиагу вдохновили одежды священнослужителей (что, однако, не помешало ему сделать разрез у юбки крайне откровенным; но, видно, так было угодно небесам). «Он рассказывал, что, когда создавал это платье, думал об одном священнике, — пишет Клодия Херд де Осборн, преданная поклонница и постоянная клиентка Баленсиаги, известная тем, что для своего обширного гардероба снимала целый номер в „Ритце“. — Видимо, об очень симпатичном».
По крайней мере, точно можно сказать, что ни духовное, ни мирское Баленсиаге чуждо не было. Вот что еще рассказывает Битон: «Баленсиага — испанец среднего роста, у него иссиня-черные волосы, пронзительные голубые глаза, нос с горбинкой; повадки птичьи, держится невозмутимо. Он простого происхождения, но обладает безукоризненным вкусом и стремится к совершенству во всем».