Конспект
10 режиссеров одного сезона
Режиссеры, певцы и дирижеры стремительно перемещаются по миру, успевая поучаствовать в 4–6 премьерах за сезон. Выбирать шесть, десять или даже пятнадцать главных – выйдет произвольно и нерепрезентативно. Но обозначить несколько главных фигур мировой «режоперы», которые наиболее интригуют в новом сезоне, – вполне посильная задача.
Последние бастионы кринолина и писанного задника – MET, ROH Covent Garden, Wiener Staatsoper, приглашают Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Кэти Митчелл, Дмитрия Чернякова и других нарушителей спокойствия расфранченного партера, но и эти режиссеры в свою очередь вдруг создают эффектнейшие зрелища, не брезгуют историческими костюмами и масштабными реалистичными декорациями. У «вдовцов Каллас» (сейчас их уже все меньше и все больше «вдовцов вдовцов Каллас») в качестве убежища остались разве что небольшие итальянские театры, да римские форумы в Арена ди Верона и Оранже, где все еще идут оперы «как при бабушке».
Дмитрий Черняков
В Париже, Гамбурге, Амстердаме и Берлине
Operadeparis.fr; staatsoper-hamburg.de; staatsoper-berlin.de; operaballet.nl
После нашумевшей в прошлом году «Иоланты/Щелкунчика» Чайковского Париж ждет его «Снегурочку» Римского-Корсакова, с которым у режиссера особые отношения: с «Китежа» в Мариинке началась его карьера, недавно Берлин рукоплескал убийственной «Царской невесте». Еще один новый проект Чернякова – «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в Гамбургской опере, экспрессионистская притча, где Синяя Борода вызывает сочувствие едва ли не меньшее, чем его жена Юдит. Проблема этой оперы – ее краткость: меньше часа музыки. Всегда требуется пара. На этот раз в пандан поставлена новая опера Петера Этвёша Senza sangue («Без крови»), также написанная в расчете на дуэт сопрано и баса-баритона. Кроме этих двух новых спектаклей, имеет смысл познакомиться вживую с двумя самыми масштабными черняковскими постановками – «Князь Игорь», который в апреле пере едет из Нью-Йорка в Амстердам, и возобновляемый в Берлине «Парсифаль» Вагнера, безжалостный спектакль, который поначалу «напряг» даже видавших виды немцев, но, кажется, все больше завоевывает любовь публики.
Тимофей Кулябин
В Вуппертале
Wuppertaler-buehnen.de; bolshoi.ru
Кампания в защиту новосибирского «Тангейзера», феноменальный успех «Трех сестер» на фестивале в Вене, удачный дебют с «Доном Паскуале» на сцене Большого театра сделали Тимофея Кулябина восходящей звездой европейской сцены («Дона Паскуале», кстати, в этом сезоне дают дважды – серией сентябрьских спектаклей, а затем уже в июне 2017 года). Статусные драматические и оперные контракты еще впереди (европейские интенданты планируют на три года вперед), но в этом сезоне состоится европейский оперный дебют молодого режиссера. Он ставит «Риголетто» в оперном театре Вупперталя, том, где базируется знаменитая труппа Пины Бауш. Поехать туда стоит ровно потому, что «Риголетто» – это сюжет, который пока еще до конца не победил ни один из известных режиссеров. Одна из самых популярных опер Верди сопротивляется любым попыткам рассказать эту историю, не прибегая к оперным условностям. В аннотации к премьере на сайте театра Кулябин и его команда обещают найти то место в современном мире, где жестокость и безнаказанность власть предержащих сочетаются с бесправием и бессилием подданных в той степени, в которой это заявлено в оригинальном сюжете Верди-Гюго. Ведь без этих вводных невозможно поверить в страсти, бушующие в душах главных героев этой оперы.
Робер Лепаж
В Metropolitan
Metopera.org
Канадский гуру современного театра, кажется, прочно обосновался в консервативной Metropolitan. Возможно потому, что на этой сцене он почти не мучил певцов, которые существовали в его спектаклях ровно так, как если бы это была супернафталинная постановка. Все дело в спецэффектах – двойной интерактивной проекции во все зеркало сцены в «Осуждении Фауста» и невероятной конструкции из множества движущихся во все стороны панелей, на каждую из которых под любым углом проецировалось изображение всех фантастических локаций вагнеровского «Кольца Нибелунга». Не пожалейте денег на blu-ray и купите эти оперы в хорошем качестве, чтобы подготовить себя к премьере «Любви издалека» (Lamour de loin) финна Кайи Саариахо в постановке Лепажа. Эту сравнительно недавно написанную оперу на средневековый рыцарский сюжет в 2002-м в Зальцбурге ставил Питер Селларс