Ателье
Синьор Нино
Без Нино Черрути феномен итальянской мужской моды не был бы столь ярким и значительным.
В ясный январский день в Бьелле бодрый мужчина восьмидесяти с небольшим лет проходит вдоль вешалок с одеждой, при виде которой у любого коллекционера винтажа от зависти закружилась бы голова. С трех сторон в окна льется солнечный свет, и Антонио Пьетро Джузеппе Черрути, которого все здесь зовут Синьор Нино, отправляется в путешествие по улице памяти благодаря моделям из своего личного гардероба и изделиям модной марки, созданной им.
Вот старомодный оранжевый пиджак из ткани с рисунком Пейсли – в виде «индийских огурцов» – он появился на памятном показе моделей Черрути в Париже в 1967-м. А вот целый ряд сшитых на заказ сорочек. Все они из серовато-бежевого льна или хлопка, с вышитой снизу на левой полочке монограммой NC и ярлыком G. Battistoni, 61, via Condotti, Roma». А вот тяжеловатый по нынешним меркам шерстяной костюм-тройка. На нем ярлык легендарной линии готового платья Hitman, с которой Черрути вошел в модную индустрию в 1957-м.
На следующей вешалке обнаруживаем темно-синий двубортный костюм. Он практически идентичен тому, который был на Ричарде Гире в фильме «Красотка», и напоминает нам о работе Черрути по созданию гардеробов Джека Николсона, Тома Хэнкса, Брюса Уиллиса, Роберта Редфорда и Аль Пачино. Здесь же фланелевый однобортный костюм из ткани с меловой полоской, сшитый для Черрути в шестидесятых у Baratta в Милане. Синьор Нино обращает мое внимание на почти полное отсутствие прокладки и мягкое плечо пиджака. «Он восхитителен», – шепчет он почтительно.
Архив Нино Черрути находится в стадии классификации. Каждый предмет одежды снабжен коричневой багажной биркой с номером. Самая большая цифра – 702, но в этом помещении одежды явно значительно больше. Многие вещи не мешало бы отгладить и отдать в химчистку. Некоторые явно подверглись нападению жутко голодной моли, но по крайней мере процесс сохранения этого уникального наследия начался. Черрути хотелось бы, чтобы все это демонстрировалось на передвижной выставке, рассказывающей о переменах в мужской одежде, которые он сам пережил и каковым в большой степени поспособствовал. Без Нино Черрути феномен итальянской мужской моды не был бы столь ярким и значительным. Еще в конце 1950-х он начал выпускать готовую одежду практически сарториального качества, ввел понятие мужского «гардероба стиля жизни» и был одним из первых, кто открыл единый бутик и для мужчин, и для женщин. И это он предложил Джорджио Армани первую работу в качестве дизайнера.
Черрути пришел в моду из текстильной промышленности. «Человек ткани», он обладал уникальным пониманием того, на что она способна, а на что нет. «Ткань не просто играет важнейшую роль в мужской одежде, – утверждает мастер. – Ткань определяет все, потому что мужчина уважает то, как устроено его тело. В женской одежде есть возможность изменять пропорции тела и делать невероятные вещи с помощью завышенной линии талии и прочих приемов, но мужчины в такие игры не играют. Кроме того, если костюм сшит из хорошей ткани, через три месяца носки он выглядит еще лучше. Но попробуйте приобрести сегодня что-то из разряда “готового платья” – через три месяца ваша одежда будет выглядеть ужасно». Черрути знает, о чем говорит. Семейная фирма Lanfi cio Fratelli Cerruti была основана на берегу реки Черво в голоде Бьелла в 1881 году братьями Антонио и Квинтино, и первый из них был дедом Нино. Когда Сильвио, отец Нино, умер в 1950 году, девятнадцатилетний парень оказался во главе