Tesla для самых маленьких: как 26-летний ученый из Сибири придумал «умную» коляску
Аспирант НГТУ Илья Дымов разработал детскую коляску-робота, в которой нажатием одной кнопки можно перемещать «живой груз» весом до 17 кг. Сможет ли студенческая инициатива превратиться в полноценный бизнес и откусить часть огромного рынка детских товаров?

Вверх по пандусу, в горку по асфальту, по прямой рядом с собой — детская коляска послушно двигается в любом направлении. Задает курс легким нажатием курка на пульте управления, расположенном на рукоятке коляски, Илья Дымов — изобретатель уникального устройства. Коляска нагружена книгами, имитирующими вес годовалого ребёнка, а Дымов играет роль родителя, который наслаждается прогулкой с детьми, не напрягаясь.
26-летний аспирант Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Дымов придумал использовать электропривод, чтобы облегчить жизнь молодым матерям. «Для хрупкой мамы, особенно если дети — погодки, прогулка часто превращается в мучение. Толкать коляску в горку — это, конечно, хороший фитнес, но иногда утомляет и убивает все удовольствие», — объясняет ученый.
Изобретение он демонстрирует на территории своей альма-матер, самого крупного в Сибири технического института. В НГТУ Дымов работает преподавателем на кафедре электропривода и автоматизации промышленных установок, здесь же расположена лаборатория, в которой ученый экспериментировал с коляской-роботом, и главный испытательный полигон — благо, пандусов перед входом в каждый корпус достаточно.
Коляска с моторчиком
Пластиковыми стяжками Дымов прикрепляет аккумулятор к коляске. На столе — разобранные микросхемы, батарейки, бытовой утюг. Изобретение пока на этапе прототипа, собранного «на коленке» силами нескольких студентов. Три года назад в университетской лаборатории вместе с группой единомышленников Дымов начал конструировать первую версию автоматизированной детской коляски. Сейчас пилотная версия готова — ее уже презентовали на международных форумах, разработкой интересуется несколько частных инвесторов, но выйти на рынок сибирским ученым будет непросто, солидарны эксперты.

Дымов отучился на инженера на той же кафедре, где ныне преподает. «Хотелось заменить человеческий труд», — объясняет он выбор проекта, над которым работает. Первый серьезный изобретательский опыт привел Илью на международный форум технологического развития «Технопром». Вместе с командой из пяти человек под руководством преподавателя кафедры менеджмента НГТУ Евгенией Горевой Дымов разработал систему предупреждения водителя. Это была оплетка руля, в которой были установлены датчики пульса, температуры тела и силы давления на руль. Если эти три параметра снижались, система подозревала, что водитель заснул, и начинала его будить: сначала давала яркую световую вспышку, а если показатели не менялись, включала громкий клаксон. «К нам на выставке подошли московские коллеги и объяснили, что не стоит разрабатывать то, что нужно не для автономного устройства. Что в эпоху беспилотников это прошлый век», — вспоминает Дымов. Изобретение успели запатентовать, но дальше дело не двинулось — проект свернули, команда распалась.
В 2016 году ученый заинтересовался темой инвалидных колясок с электроприводами. «Сама система уже существовала, но была очень дорогой. 120 000-140 000 рублей для Новосибирска — серьезная сумма, на это машину можно купить. Я хотел удешевить существующее решение», — рассказывает Илья. Он получил грант молодым ученым в сфере научной и инновационной деятельности от мэрии Новосибирска в 300 000 рублей и заменил общепромышленные двигатели на более легкие и мощные мотор-колеса.
Отпуск тем летом Илья провел в Находке — полетел погостить к родственникам. Сестра жены Дымова, у которой трое детей-погодок, пожаловалась на трудности во время прогулок: толкать коляску с двумя близнецами по горной местности, ведя за руку старшего сына, было непросто. «Илья, ну ты же ученый, помоги!» — вспоминает изобретатель разговор с родственницей.
Вернувшись в Новосибирск, Дымов решил использовать наработки по инвалидным коляскам для колясок детских. В соратники взял несколько человек — Никиту Попова, с которым познакомился в одной из поездок по регионам в составе приемной комиссии и который позднее стал студентом той же кафедры, что и Илья. И второго Никиту — Васильева, своего студента, с которым разговорился после одной из лекций по введению в направление.
Консультировала команду Евгения Горевая — например, подала идею провести соцопросы среди новосибирцев. У нескольких сотен человек поинтересовались, сколько у них колясок в семье, покупают их или берут в аренду, интересна ли им разработка, облегчающая движение коляски. Результаты команду порадовали, и Дымов приступил к технической части проекта.