Теория большого провала
Как Дэвид Линч снял и не снял «Дюну»
20 января Дэвиду Линчу могло исполниться 80 лет. Некоторые картины великого сюрреалиста принимали с трудом и не сразу, однако большинство из них так или иначе признали классикой. Единственной работой, которую и кинолюбители, и сам Линч называли откровенно провальной, стала «Дюна» по роману Фрэнка Герберта. Почему этот материал считается проклятым, как он переходил из рук в руки и в итоге добрался до Дэвида Линча?
Фантастический переполох
Еще до того, как роман Фрэнка Герберта оказался на прилавках книжных магазинов и получил статус культового, его по кускам публиковали в престижном американском журнале Astounding Science Fiction. Спустя пару лет, в 1965-м, произведение наконец добралось до массовой публики и мгновенно пришлось читателям по душе. Как итог — две важные премии, «Хьюго» и «Небьюла», в области фантастической литературы.
Если вы незнакомы с сюжетом романа и по каким-то причинам пропустили современную адаптацию Дени Вильнёва с Тимоти Шаламе в главной роли, кратко введем в курс дела. В далеком будущем человечество сознательно отказалось от разумных машин. Миром правит безжалостный император, а реальная власть находится в руках Великих Домов. Полеты между звездами возможны лишь благодаря редкому веществу — его называют пряностью, меланжем или спайсом. Этот ресурс усиливает восприятие, продлевает жизнь и дарует провидческие способности: именно поэтому его применяют почти во всех сферах — с его помощью производят пищу, ткани, топливо и оружие.
При этом добыть спайс можно только в одном месте — на пустынной планете Арракис, известной как Дюна. Производят его гигантские песчаные черви, по размерам сравнимые с космическими кораблями. Саму планету, в свою очередь, населяют фримены — суровый, но честный народ, для которого вода дороже золота. В определенный момент сюда прибывает новый правитель Арракиса, герцог Лето Атрейдес, вместе с сыном Полом. Очень скоро они оказываются втянуты в опасную игру, устроенную прежними владельцами Дюны.
