Семь подземных королей
Удивительные машины, которые можно встретить только под землей.
Вы, наверное, даже не догадываетесь, что самая северная зарядная станция для электротранспорта расположена на Чукотке. Это уже само по себе невероятно, но еще более невероятной эту историю делает тот факт, что она находится на глубине в полкилометра.
Золоторудное месторождение «Майское» на Чукотке, пожалуй, можно назвать самым труднодоступным в мире. Мало того что оно на краю света, так еще и основная часть залежей – это труднообогатимые упорные руды, причем жилы уходят вглубь земли на 800 м. И сегодня горняки работают на глубинах в 520 м.
Подземный транспорт
По туннелям мы довольно бодро передвигаемся на специальном «уазике» с главным инженером рудника «Майский» Евгением Белозерских за рулем. От стен выработок до наших зеркал не более 50 см – две машины разъехаться точно не смогут. Через некоторое время навстречу из-за поворота штольни выползает первая удивительная шахтная машина – дизельный самосвал Sandvik TH320. Последние две цифры – грузоподъемность в тоннах. Проходить узкие повороты ему помогает шарнирно-сочлененная рама, спроектированная для перемещения в подземных выработках шириной 3,5 м. Самосвал необычный и очень низкий. Работает он в паре с погрузочно-доставочной машиной (ПДМ) Sandvik LH307 со схожей по конструкции сочлененной рамой. Кресло водителя-оператора здесь расположено непривычно: оно развернуто на 90 градусов относительно хода машины, что облегчает обзор при движении вперед и назад – именно так и ездит погрузчик. Главный инженер что-то говорит в рацию, встречный самосвал с ревом останавливается и через секунду начинает сдавать назад. В туннелях через определенные промежутки устроены специальные ниши, куда может заехать даже самосвал. Шахтный и компактный, разумеется.
Подземный дворец
Еще один поворот, и мы оказываемся в огромном помещении размером со школьный спортзал с потолками высотой 8 м. Яркое белое освещение контрастирует с полумраком остальной шахты. По бокам – электрические щитки, вокруг тянутся кабели, а в центре стоят настоящие зарядные станции. К одной из них подключена редкая подземная машина – электрический погрузчик Scharf MuckMaster 600EB. Увидеть такую вообще большая удача, а за полярным кругом на Чукотке и вовсе невероятно. Примечательно, что строительство подземного бокса для электрокаров начали еще за два года до поставки машин на «Майское».
Дело в том, что «Полиметалл» – один из лидеров по переходу на подземный электротранспорт, а «Майское» – первое месторождение в России, где начали осваивать аккумуляторное подземное оборудование. И дело тут вовсе не в модной зеленой повестке. Основный плюс такой техники, по словам главного инженера рудника Евгения Белозерских, заключается в отсутствии выхлопных газов и выделения тепла, что важно в условиях вечной мерзлоты. Затраты на нагнетание в шахту чистого воздуха, необходимого для проветривания, часто перекрывают расходы на дизель для шахтных самосвалов. К тому же топливо на Чукотку надо еще завезти, что в арктических ледовых условиях весьма непросто. А вот электричество на рудник