Шанхайский автосалон
Каждый раз, когда я приезжаю в Китай, страна поражает гигантским скачком в какой-то отрасли. Сначала это был железнодорожный транспорт, потом строительная индустрия, сейчас автопром. Такого количества новых и интересных моделей я не видел ни в США, ни в Европе, ни даже в Японии. и это на улицах! А что творилось на стендах Шанхайского автосалона, словами передать трудно. Но я попытаюсь.
Китайские автомобили настолько разнообразны и интересны, что стенды традиционных европейских и американских брендов проходишь не задерживаясь: их новинки на фоне азиатских разработок кажутся унылыми. Порой даже радуешься, что они покинули наш рынок. Впрочем, многие западные бренды можно считать западными лишь условно. Например, самая распространенная марка автомобилей в Шанхае – Buick. Однако это не те автомобили, которые продаются в США: от Америки здесь осталась только эмблема. Модели разрабатываются и производятся совместным предприятием SAIC-GM, контрольный пакет в котором принадлежит китайской компании. Но самый любимый западный бренд в КНР – Porsche. Китай – главный рынок марки. Во время проведения выставки в центре Шанхая я насчитал пять небоскребов, пылающих логотипом компании от земли до неба. Влияние бренда, особенно модели Panamera, на местный автомобильный дизайн огромное – от практически точных копий до общей идеи аэродинамически чистых плавных форм без аляповатых украшений. Есть и еще одна, неочевидная причина такого дизайна: срок службы электрокаров значительно больше, чем у бензиновых, и внешний вид должен быть «долгоиграющим». А в этой области Porsche впереди планеты всей. Пока.
Автомобили для девочек
Меня всегда удивляло европейское лицемерие: на словах уравнивая права мужчин и женщин, автоконцерны выпускали для дам какие-то маломощные машины, за руль которых мужчинам было бы стыдно сесть. Неудивительно, что и женщины от них не в восторге. Зато в Ora я порулил с огромным удовольствием, а на Lightning Cat даже прокатился по автодрому.
Ora Punkcat
Яркая иллюстрация этой концепции – бренд Ora компании Great Wall. Дизайн ретрохетчбэка Punk Cat отсылает к легендарному «жуку» Beetle, а Lightning Cat напоминает Porsche Panamera. Впрочем, похожи они только внешне: и «начинка», и салон полностью оригинальные, причем со знаком «плюс». Интересно, что бренд целится в женскую аудиторию: на это недвусмысленно намекает провокационный логотип. В Punk Cat есть специальное зеркало со светодиодной подсветкой, встроенная косметичка, селфи-камера и некий режим циклов менструации, разобраться с которым я не смог. Стенд Ora Шанхайского салона был оформлен в свадебной стилистике: стендистки выглядели как невесты, приглашенные парикмахеры и визажисты бесплатно делали посетительницам укладку и макияж, а автомобили, украшенные цветами, навевали воспоминания о поездке на церемонию бракосочетания.
Ora Lighting Cat
Выглядит Lightning Cat так, будто ее рисовал сам Фердинанд Порше: в облике проскальзывают ретронотки. Салон шикарный и оригинальный, интереснее салонов европейских новинок. Я прокатился на топовой версии 408-сильной полноприводной «кошки». До 100 км/ч она разгоняется за 4,3 с. Ровно за это же время до сотни разгоняется и полноприводная Panamera 4S с 440 л. с. под капотом. Только разница в цене ровно в четыре раза.
Ретрокары
Удивительный китайский феномен — высокотехнологичные ретроавтомобили, очень тонко смешивающие эстетику середины прошлого века и киберпанка века настоящего.
Great Wall Wey Dream
Eсли в Lightning Cat есть только намек на ретро, то Punk Cat – полноценный ретроавтомобиль XXI века. Вдохновляться классическим «жуком» – признак хорошего вкуса. Причем, с моей точки зрения, китайское прочтение классики оказалось гораздо удачнее, чем у Volkswagen с его New Beetle. Салон – прекрасное соединение старины и современности с отличными материалами. Автомобиль электрический, электромотор установлен спереди. В зависимости от емкости батарей дальность хода варьируется от 400 до 500 км.
Интересно, что на той же базе построен и другой стильный ретроавтомобиль – Wey Dream, выпускаемый брендом Great Wall. На выставке эту модель не показывали, но я видел ее в штабквартире компании. Wey Dream похож на дорогие американские машины 1940-х годов, которыми вдохновлялись и создатели нашей «Победы». Только в отличие от «Победы» он сделан очень качественно, даже роскошно. Я бы хотел ездить на нем по Москве. Под капотом 156-сильный турбомотор, который крутит генератор, а колеса вращают электромоторы. Вообще, в Китае огромное количество схем подзаряжаемых гибридов.
Hongqi L5
Откуда эта мода на ретро в Китае? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на предпоследний официальный автомобиль Си Цзиньпина – Hongqi L9. Или даже на флагман бренда для высших чиновников компартии Китая – Hongqi L5 второго поколения, который можно было увидеть на выставке в Шанхае. Этакая причудливая смесь Rolls-Royce и «Волги» ГАЗ-21 с птичкой с рубиновыми крыльями на капоте вместо классической «серебряной леди». Звучит дико, но мне машина очень понравилась.
Самый важный пассажир
Еще одна интересная особенность азиатских авто — как правило, там нет проблем с местом для ног у пассажиров, сидящих сзади. Говорят, все дело в менталитете китайцев: тот, кто хоть немного поднялся по служебной лестнице, должен ездить с водителем. Поэтому комфорт заднего (особенно правого) пассажира очень важен. Причем независимо от класса машины: с водителем могут кататься и на малолитражке. а уж в представительских автомобилях кнопка «босс», которая сдвигает переднее кресло вперед, почти стандартная функция.