Стальной цилиндр диаметром 7,5 м, длиной 51 м и весом 1100 т... Царь-автоклав

ТехИнсайдерHi-Tech

Амурский исполин

Текст: Александр Грек

Фото: Shutterstock/Fotodom

Июль 2020-го. Маленький дальневосточный Амурск с населением чуть больше 37 тыс. человек пребывал в лихорадочном состоянии. Город преображался на глазах: дороги расширяли и выравнивали до идеала, радиусы поворотов увеличивали, а к берегу Амура проложили новую трассу, упиравшуюся в монументальный причал. Приехала даже съемочная группа культового цикла Mega Transports, снимающая истории о перевозке гигантских грузов. Все понимали: ждут кого-то большого. Очень большого.

Гость и впрямь был колоссальным – стальной цилиндр диаметром 7,5 м, длиной 51 м и весом 1100 т. Царь-автоклав, созданный в Бельгии для высокотемпературного окисления концентратов по технологии, к которой приложил руку выдающийся профессор Николай Воробьев-Десятовский, чьим именем агрегат и был назван. Миссия такого автоклава – добывать золото. Но не простое, а заключенное в самый стойкий природный сейф – дважды упорные руды.

В этой истории было много «никогда». Никогда раньше в мире не строили таких автоклавов для золотодобычи. Никогда не везли подобный груз из Европы на Дальний Восток. Никогда в России драгоценный металл не извлекали в таких объемах из самого неподатливого сырья.

Мегапутешествие

Логистика оказалась сродни космической миссии. Из-за погодных условий окно для доставки не превышало нескольких недель; любая ошибка – и проект пришлось бы отложить на целый год. А год – это 18 т недобытого золота. Риски были на каждом шагу: например, при транспортировке по бельгийским каналам до порта Антверпен зазор между автоклавом и мостами исчислялся сантиметрами.

Но главный вызов ждал в самом Амурске. Доставить такой груз мог только 28-осевой самоходный модульный транспортер, требующий идеального дорожного полотна. Финальный аккорд – съезд груженой платформы с баржи на берег. Для этого и строили те самые дороги и причал. Расчеты показывали: угол между секциями пандуса не должен превышать 1,8 градуса. И тут природа внесла свои коррективы: уровень реки поднялся до столетнего максимума. На всю операцию оставались сутки. Вода уже плескалась в считаных сантиметрах от критической отметки. Но гиганта успели высадить на берег. Ночной проезд через город стал вторым актом представления – весь Амурск не спал, провожая стального исполина на комбинат.

Мегазавод

Амурский гидрометаллургический комбинат (АГМК) – ответ России на истощение запасов «легкого» золота. К концу 1990-х богатые и легкодоступные залежи иссякли. Остались упорные руды, где золото замуровано в сульфидных минералах, перед которыми традиционное цианирование бессильно. «Полиметаллу», в чьих активах такие месторождения составляли более 60%, поневоле пришлось стать пионером.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении