Завтра грабим короля
Король зулусов Гудвилл Звелитини умер — да здравствует его сын Мисузулу! Но не так все просто в ЮАР, где за престол и миллионы на содержание шести жен монарха развернулась семейная война. С отравлениями.
Ужасный год случился не только у английской королевской семьи. В тринадцати тысячах километров от похоронившей мужа и терпящей выходки принца Гарри королевы Елизаветы в ЮАР (которая входит в Содружество наций) умер король самого многочисленного племени страны — зулусов — Гудвилл Звелитини. А это значит, что в райски красивом Зулуленде, точнее, провинции Квазулу-Натал, завершается полувековой период покоя и искренней преданности своему монарху. Он скончался 12 марта 2021 года в семьдесят два года от наложившегося на диабет ковида. На похороны прилетела монакская княгиня Шарлен, чье детство прошло в ЮАР. Президент страны Сирил Рамафоза произнес речь, в которой были слова «упало большое дерево». Действительно большое — народ любил и уважал экстравагантного лидера. Церемония прощания проходила под навесом, уставленном портретами короля в леопардовой мантии, присутствовали шесть жен в черном.
У Звелитини осталась большая семья, двадцать восемь детей. А тонкость системы наследования у зулусов заключается в том, что первородство совершенно не гарантирует права на папин престол. Он с тем же успехом может достаться, например, брату покойного. Те, кто видел завещание, объявили, что регентом Гудвилл назначил третью жену, королеву Мантфомби Дламини. Что стратегически разумно: она из королевской семьи, ее отец — бывший монарх Свазиленда (сейчас это государство с абсолютной монархией называется Эсватини), и следом за ним на трон сел ее брат. Но 29 апреля, через сорок восемь дней после мужа, она тоже умерла, в возрасте всего лишь шестидесяти восьми лет. Премьер-министр зулусов, не называя причину смерти, сказал, что в последние годы у нее было неважно со здоровьем, но ближайшие члены семьи полагают, что Мантфомби отравили, чтобы не стояла на пути к трону. Человек, хорошо разбирающийся в местных обычаях, прокомментировал нам так: «В этой стране часто случаются политические убийства. Сейчас за власть надо драться, ведь лот немаленький. Перед нами разворачивается шекспировская трагедия».
Место действия трагедии — городок Нонгома в трехстах километрах к северу от Дурбана. Это самый центр земель Квазулу-Натал, тут находятся королевские дворцы, могилы отца и деда короля Звелитини. У каждой супруги Гудвилла был свой дворец. Размером они отличались — что создавало среди жен некоторое напряжение. Официальная резиденция — королевский дворец Осуту — самая большая. Это приземистое здание в современном стиле, с широкой подъездной дорогой, входную дверь обрамляют огромные слоновьи бивни. Пять жен живут рядом, шестая занимает королевский дворец Ондини в бывшей столице Улунди.
В кондиционированных комнатах дворцов с момента смерти королевы Мантфомби жарко, там идет внутреннее расследование. Сначала подозрение пало на братьев короля принцев Мбонизи и Темби, но они на пресс-конференции поклялись, что никакого отношения к смерти королевы не имеют. Потом стали присматриваться к королеве Сибонгиле Дламини, которая вышла за Гудвилла первой, в 1969‑м, — она подала в суд требование половины земель мужа, а также заявляет, что один из ее детей должен наследовать престол. Маму поддерживают принцессы Нтандойенкоси и Нтомбизосуту, они от своего лица тоже подали бумаги в суд. Девушки утверждают, что завещание короля — подделка, наняли криминалиста-почерковеда изучить подпись на документе. Сюжет уже достаточно лихо заверчен, но надо добавить к нему недоказанное убийство в ноябре прошлого года принца Летукутулы, старшего сына королевы Сибонгиле. Говорят, он обладал ресурсами и амбициями для претензий на трон, поэтому имело смысл от него избавиться. Принцу было пятьдесят лет, жил он красиво: устраивал вечеринки с проститутками, накануне того, как его тело обнаружили в доме, употреблял кокаин. Обвинения в убийстве предъявили пяти людям, таблоиды до сих пор выдвигают свои версии. Просто для полноты картины сообщаем, что еще один сын короля, сводный брат Летукутулы, умер в 2018‑м от туберкулеза.