С великим директором Пушкинского музея Ириной Антоновой прощается Сати Спивакова

TatlerКультура

Шедевр монументализма

С великим директором Пушкинского музея Ириной Антоновой прощается Сати Спивакова.

Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, 1973.

Тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год. Выставка к столетию Марка Шагала в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Открывают ее концертом «Виртуозов Москвы». Из Франции прилетела совсем старенькая Вава Шагал. По окончании концерта мы пьем с ней чай в святая святых — кабинете директора музея Ирины Александровны Антоновой. Странно, но от того вечера в памяти не остались ни концерт, ни вдова Шагала. Даже картины помню смутно, а вот она мне запомнилась. Каким-то пытливым, внимательным, бережным взглядом. В те годы я, молодая жена знаменитого скрипача, очень чутко реагировала на то, как меня воспринимают окружающие, а в присутствии великих мира сего теряла дар речи.

Тот концерт назывался «Мозаичный портрет Марка Шагала». Сейчас, когда я думаю о дорогой моей Ирине Александровне, ее портрет в памяти тоже выкладывается мозаикой, осколками воспоминаний, которые я безуспешно пытаюсь сложить в цельное панно. Мы общались часто, в разных обстоятельствах, но всякий раз кратко. У меня хранится благодарственная грамота, ею подписанная, — за организацию выставки «Dior: под знаком искусства» в 2011‑м. Но дороже грамоты была ее похвала в официальном приветствии перед открытием выставки (эти вступительные слова в Итальянском дворике перед каждой выставкой были ее фирменным стилем). Помню, я носилась между статуями в последних приготовлениях, когда до меня долетели ее слова: «Спасибо Сати Спиваковой — она была пламенным мотором этой выставки». Услышать от Антоновой такое было равноценно получению высшей государственной награды.

Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, 1973.

Впервые же я пришла к ней значительно раньше — в качестве посла Louis Vuitton весной 2004‑го, когда приближался стопятидесятилетний юбилей Дома и было решено отметить эту дату громким ужином в Москве, причем не где-нибудь, а в Белом зале Пушкинского музея. И меня послали с этим пожеланием к директору. «Лучше бы просто послали к черту», — думала я, входя к ней в кабинет. И конечно, не удивилась нисколько, когда была практически изгнана твердым и тихим от гнева голосом: «Это музей, а не ресторан, дорогая!»

Антонова казалась «железной», но сложно было представить человека более гибкого и дальновидного. Главным для нее всегда было не собственное величие, не личное превосходство, не доказательство властного могущества, а только интересы храма, в котором она была верховной жрицей.

Так вот тогда, в 2004‑м, мне, казалось бы, оставалось только с позором ретироваться. Но Ирина Александровна, слегка склонив набок голову и теребя батистовый носовой платочек, задумчиво сказала: «Впрочем, если французы смогут помочь в одном очень важном для музея деле, я готова рассмотреть возможность этого ужина». Суть важного дела состояла в следующем: знаменитый триптих Анри Матисса «Парижский танец», принадлежащий парижскому Музею современного искусства, планировалось привезти в Эрмитаж, а затем в Москву. Однако на момент нашей встречи «гастроли» триптиха в ГМИИ уже были аннулированы из-за отказа потенциального спонсора

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
Наполни себя энергией Наполни себя энергией

Как все успеть и быть счастливой?

Лиза
Алиса умеет мечтать Алиса умеет мечтать

Алиса Вольская рассказывает Ариану Романовскому свою версию «Дьявол носит Prada»

Tatler
Чудеса случаются Чудеса случаются

Квартира в Сан–Франциско в стиле contemporary

SALON-Interior
Фрол эпохи Возрождения Фрол эпохи Возрождения

Если Москва — большая деревня, то первый парень тут — Фрол Буримский

Tatler
Обновленцы: красная церковь Обновленцы: красная церковь

Православная Реформация под опекой большевизма

Weekend
Медвежья заслуга Медвежья заслуга

Сорок лет назад наша страна на неделю забежала прямо в будущее

Tatler
Когнитивные способности воронов оказались схожими с обезьяньими Когнитивные способности воронов оказались схожими с обезьяньими

Ученые выяснили, что вороны обладают высокоразвитыми когнитивными способностями

N+1
Дебютантки 2020 Дебютантки 2020

Девушки из очень хороших семей, которых «Татлер» выводит в свет

Tatler
42 м² 42 м²

Стилист Дарья Соболева оформила квартиру, сделав акцент на цвете и искусстве

AD
На один раз На один раз

Не успели мы привыкнуть к тканевым маскам, как экоактивисты бросили им вызов

Vogue
Клио на баррикадах Клио на баррикадах

Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

Дилетант
Нам незачем больше встречаться Нам незачем больше встречаться

Андрей Малахов перечитывает сообщения от Аллы Константиновны Вербер

Tatler
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, девица?

Что делать, если ты постоянно мерзнешь?

Лиза
Крепко стоят на глиняных ногах Крепко стоят на глиняных ногах

Искусство лепки и обжига из хобби превращается в часть фэшн-индустрии

Vogue
Юлия Снигирь: «Нужно ценить жизнь, момент «здесь и сейчас» Юлия Снигирь: «Нужно ценить жизнь, момент «здесь и сейчас»

Юлия Снигирь: о сериале «Пассажиры» и итогах года

Grazia
Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита Революция баров: как власти бесстрашно приняли вызов питерского общепита

Это только кажется, что в стране остались деполитизированные сферы

Forbes
Живая планета Живая планета

Гипотеза Геи – между современной наукой и мистикой «нью-эйджа»

Популярная механика
Бейсбол перед эшафотом: как заключенные из камеры смертников чуть не стали чемпионами Америки Бейсбол перед эшафотом: как заключенные из камеры смертников чуть не стали чемпионами Америки

Каждый выигранный матч означал для этой команды отсрочку смертной казни

Maxim
Юлия Коричнева: Как научить детей самостоятельности Юлия Коричнева: Как научить детей самостоятельности

Как избежать инфантилизма

СНОБ
Как одевается Вуди Аллен, чей самобытный стиль с годами не меняется — и остается актуальным Как одевается Вуди Аллен, чей самобытный стиль с годами не меняется — и остается актуальным

Вуди Аллен: широкие брюки, твидовые жакеты и другие элементы стиля

Esquire
Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении Потерянная звезда Плеяд позволила оценить время возникновения легенд о скоплении

Звезды Атлас и Плейона находились дальше друг от друга на небе, чем сейчас

N+1
Как перезапустить внутренний ресурс молодости, или что такое саногенез Как перезапустить внутренний ресурс молодости, или что такое саногенез

Уверена в неизбежности старения? Тогда тебя ждет сюрприз!

Cosmopolitan
Чудо Светы Чудо Светы

Для Светланы Ходченковой 2020 год оказался удачным

Grazia
Что подарить мужчине: 23 нетривиальных мужских подарка Что подарить мужчине: 23 нетривиальных мужских подарка

Чтобы ты не ломал голову над подарками под елочку, мы все выбрали за тебя

Playboy
9 книг, которые подарят праздничное настроение 9 книг, которые подарят праздничное настроение

Эти девять книг помогут обрести новогоднее настроение в любое время года

РБК
Сексуальная химия Сексуальная химия

Как получается, что в паре есть совместимость, но нет притяжения

СНОБ
Самые легендарные хитрецы в культуре: Локи, Карлсон, Одиссей, Остап Бендер и другие Самые легендарные хитрецы в культуре: Локи, Карлсон, Одиссей, Остап Бендер и другие

Трикстеры — самые смешные и опасные обитатели мира культуры

Maxim
Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым Глобальное планирование и постчеловек. Беседа с футурологом Данилой Медведевым

Интервью с футурологом и кандидатом экономических наук Данилой Медведевым

СНОБ
Вуди Аллен на Новый год: исповедь неудачника под бой курантов Вуди Аллен на Новый год: исповедь неудачника под бой курантов

В российский прокат выходит новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»

СНОБ
Открыть в приложении