Лучшее за 40 легендарной истории спорткомплекса «Олимпийский»

TatlerРепортаж

Праздник к нам приходит

Главная концертная площадка страны — спорткомплекс «Олимпийский» — закрывается на реконструкцию. «Татлер» вспомнил лучшее за сорок лет легендарной истории и выяснил, что появится на его месте в 2021‑м.

Текст: Альберт Галеев

Дед Мороз приветствует гостей спортивного комплекса «Олимпийский», 1984.

Двадцать первого октября 2018 года на арену спорткомплекса «Олимпийский» вышли вице-премьер Ольга Голодец, глава ВТБ Андрей Костин, президент Федерации тенниса Шамиль Тарпищев. Закрывался двадцать девятый Кубок Кремля, на котором — впервые за девять лет — и в мужском, и в женском финалах победили россияне: Карен Хачанов и Дарья Касаткина. Но праздник этот был со слезами на глазах, в том числе и для гостей правительственной ложи. Кубок Кремля стал последним крупным спортивным событием в истории «Олимпийского». Его история музыкальная завершится двадцать пятого декабря концертом Филиппа Киркорова — и песня самой большой крытой арены в Москве, России и Европе будет спета.

Тогда, в октябре, после награждения теннисистов включили песню Александры Пахмутовой, которой прощались с Олимпиадой‑80. Стихи Николая Добронравова по сентиментальному случаю отредактировали: «До свиданья, дворец, до свиданья, «Олимпийского» сказка, прощай. Пожелай исполненья желаний, новой встречи друзьям пожелай». В Москве 2010‑х действительно никогда нельзя быть уверенным в том, что новая встреча со зданием, уходящим на реконструкцию, состоится. В случае с «Олимпийским» его владельцы Год Нисанов и Зарах Илиев успокаивают: через три года комплекс заработает вновь. Императоры московской недвижимости, бриллиантами в короне которых являются торговый центр «Европейский», бывшая гостиница «Украина» и рынок «Садовод», обещают сохранить исторический облик, сделать парковку на три тысячи мест, облагородить и, разумеется, расширить торговлю.

«Будут также многозальный кинотеатр в 3D‑ и 5D‑форматах, детский развлекательный центр, ледовый центр, спа- и фитнес-зоны, видовые рестораны и, конечно, большой бассейн с аквапарком. Бренд «Олимпийский» будет сохранен», — рассказывает его генеральный директор Артем Дюмин, партнер Нисанова и Илиева в их компании «Киевская площадь», столичный девелопер и младший брат губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Модернизация, до которой не дошли руки у предыдущего хозяина, группы «Альянс» Мусы Бажаева, обойдется «Киевской площади» в сумму до четырехсот миллионов долларов. Проект разрабатывает польское бюро APA Wojciechowski, известное читателям «Татлера» по бизнес-центру «Белая площадь» у Белорусского вокзала и неунывающей стройке отеля в парке «Зарядье».

Концертных залов будет даже два. Правда, один на полторы тысячи человек, другой — на десять тысяч, многоформатный, вплоть до превращения в банкетный. Это радует, однако исчезает такое важное для татлеровского мира явление, как «собрать «Олимпийский». После аншлага в спорткомплексе вчерашние просто приятные нашим героям артисты просыпались артистами, приятными во всех отношениях. Превращались в любимцев «Вечернего Урганта» и лауреатов премии «GQ Человек года», переходили в высшую лигу корпоративов, попадали в список «Татлера» Most Invited.

Генеральный директор и член совета директоров АО «Спортивный комплекс «Олимпийский» Артем Дюмин в последний раз перед реконструкцией обходит свои владения.

В последние годы аншлаги в «Олимпийском» из числа отечественных артистов собирали Земфира и рэперы. На каждый из двух концертов первой в 2016‑м пришли по тридцать тысяч человек с лишним. В 2017‑м Тимати слушали около двадцати пяти тысяч зрителей, Оксимирона на следующий день — двадцать две тысячи. В том же году Баста (он же Василий Вакуленко) поставил абсолютный, как теперь уже ясно, рекорд: тридцать одна тысяча человек ровно. «Я сам не верил в такие возможности русского рэпа, — говорит Владимир Зубицкий, в двухтысячных генеральный директор «Росконцерта», а ныне член правления промоутерской компании SAV Entertainment, привозивший в Россию звезд уровня Depeche Mode и Пола Маккартни. — Но теперь понимаю: через пару-тройку лет эти ребята будут собирать по всей стране стадионы».

«Когда люди, которые организовывали концерт Василия, пришли осматриваться в первый раз, они испугались, что он растворится в этом зале, — вспоминает директор «Олимпийского» по организации мероприятий Виталий Мант. — Смотрят на арену и обсуждают: «Ну давай здесь поставим сцену, здесь сделаем танцпол, фан-зону, VIP-партер». Я послушал и говорю: «Вы чей концерт устраиваете? Вы понимаете, что выбираете формат «Песни года»? А вашему артисту, наверное, было бы интереснее общение с публикой». Вместо обычной сцены и всего остального я им предложил сделать сцену-таблетку в центре площадки и продавать билеты во все сектора, по обе стороны арены — чтобы Василий работал на триста шестьдесят градусов. Ему идея понравилась, но его люди долго сомневались. Особенно поначалу, когда билеты продавались с трудом, а надо-то было продать тридцать тысяч штук. Но потом дело пошло. Когда на концерте Василий попросил зрителей посветить телефонами, это было невероятное зрелище. Море света!»

«Проводить концерты в спорткомплексе планировали с самого начала, — вспоминает Марина Марковская, в прошлом замдиректора по организации мероприятий, которая пришла на работу в «Олимпийский» еще до Игр 1980 года. — Театральную часть, как это тогда называлось, достраивали после Олимпиады. Просчитывалось все: зрительские места, точки, в которых будет вешаться звук. Государство выделило деньги на финский усилитель. Такой же еще купили Театру Ленинского комсомола и, по-моему, Пугачёвой».

Концерт Билли Джоэла, 1987.

Первой западной группой, сыгравшей в спорткомплексе, стала французская Paris — France — Transit. Так Дидье Маруани окрестил свой новый проект после того, как лишился прав на использование названия, под которым прославился: Space. В июне 1983‑го парижские электронщики поразили андроповскую Москву использованием стационарного лазера на сцене. У Москвы тоже нашлось чем удивить гастролера. «По кромке сцены были выставлены корзины с цветами, — вспоминает нынешний главный инженер «Олимпийского» Анатолий Клещуков, который пришел на работу в спорткомплекс на стадии строительства. — Но это были не просто срезанные цветы. В корзинах стояли цветы в горшках. Так вот Маруани, желая поблагодарить зрителей за прием, поднял одну такую корзину и уже собирался бросить ее публике. И тут на сцену посыпались эти горшки с землей. Он был, так сказать, несколько обескуражен».

В 1987‑м три концерта в «Олимпийском» дал Билли Джоэл. «Первые ряды занимали представители посольства США, — вспоминает Марина Марковская. — Как нам сказали, они хотели больше посмотреть на его жену (супермодель Кристи Бринкли. — Прим. «Татлера»). А нас больше интересовал он сам. Он прыгал, скакал на рояле, что было диковинно». «В какой-то момент начал кидать в публику ботинки, — рассказывает Анатолий Клещуков. — Наша публика юмора не оценила, и ботинки полетели уже из зала на сцену. Он аж за рояль убежал тогда».

Соревнования по боксу на Олимпиаде, 1980.

Однако более всего меломанам перестроечной Москвы запомнился концерт Pink Floyd в июне 1989 года. Он до сих пор остается крупнейшим в истории спорткомплекса: послушать психоделических англичан пришли сорок тысяч человек. Чтобы их разместить, сцену — единственный раз за сорок лет — пришлось поставить не вдоль арены, у северной стороны, как делают сейчас, а поперек, у западной. Благодаря этому почти все поле стало возможно использовать в качестве партера, а зрители на трибунах смотрели на сцену, как зрители лож, скажем, бельэтажа Большого театра. «Мы такого не слышали, — вспоминает Виталий Мант, который на том концерте был обычным зрителем. — Звук убил! А еще этот объем, воздух. Лет через пять-шесть я видел «Пинк» на стадионе в Штатах — впечатления от концерта в «Олимпийском» были сильнее».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теорема Стекольщика Теорема Стекольщика

Фильм Марка Франкетти открыл заново историю падения Cosa Nostra

Русский репортер
Мастерс Мастерс

Ради театра Козлова зрители со всего города приезжают на Народную улицу

Собака.ru
Ищем махи-махи Ищем махи-махи

Словения – мекка европейской рыбалки

АвтоМир
Одиночество – мука? Одиночество – мука?

Многие из тех, кто ощущает бремя одиночества, на самом деле вовсе не в изоляции

Psychologies
Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке

Как понять, что ты нравишься девушке, и не показаться идиотом?

Playboy
«Спешите медленно»: как не пропустить свою жизнь «Спешите медленно»: как не пропустить свою жизнь

Мы с одержимостью все время куда-то спешим на работе, в семье, в отношениях

Psychologies
Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника

В «Роскосмосе» анонсировали новый план освоения Луны

Forbes
Бедные, но гордые. Как меняется ДНК покупателя Бедные, но гордые. Как меняется ДНК покупателя

Эксперты: российский покупатель уже никогда не будет прежним

Forbes
Я ненавижу Новый год Я ненавижу Новый год

Праздник, елка, подарки, все веселятся!.. Или все-таки не все?

Psychologies
38 вопросов, чтобы лучше узнать мать 38 вопросов, чтобы лучше узнать мать

Задай эти вопросы своей маме, если ты хочешь познакомиться с ней поближе

Psychologies
Для жизни Для жизни

Команда архитекторов создала уютный семейный интерьер с акцентом на фактурах

SALON-Interior
Новый глава ДНР без пиара Новый глава ДНР без пиара

Каких изменений следует ожидать в Донбассе

Русский репортер
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Как накачать пресс кубиками: 5 главных мифов и лучшая программа упражнений Как накачать пресс кубиками: 5 главных мифов и лучшая программа упражнений

Триста спартанцев будут нервно курить в сторонке!

Playboy
Используй свое время! Используй свое время!

Как дожить до 105 лет, сохраняя ясность мысли и интерес к жизни

Playboy
Елена Летучая и модельер Ольга Якубович. Идеальный тандем Елена Летучая и модельер Ольга Якубович. Идеальный тандем

Мы как инь и ян – внешне разные, внутренне похожи

Караван историй
Евгений Плющенко: «В работе мне важна идеальная точность» Евгений Плющенко: «В работе мне важна идеальная точность»

Евгений Плющенко представил свое новое ледовое шоу «Лебединое озеро»

Grazia
Инь-йога Инь-йога

Что такое Инь-йога

Yoga Journal
Как Александр Сысоев приручил Голиафа Как Александр Сысоев приручил Голиафа

Отрывок из книги Владислава Моисеева «Бизнес из ничего»

Forbes
Три в одном Три в одном

Влад Топалов и Регина Тодоренко рассказали о тайной свадьбе

StarHit
На почве нежности На почве нежности

Гид джентльмена по уходу за домашними растениями

GQ
Не дай себе закиснуть! Не дай себе закиснуть!

Как не нарушить кислотно-щелочное равновесие нашего тела

Лиза
Хреновуха на самогоне: рецепт одной из самых классических настоек Хреновуха на самогоне: рецепт одной из самых классических настоек

Не только же нам коктейли мешать

Playboy
Как Виталий Мутко изменил российский футбол Как Виталий Мутко изменил российский футбол

Иностранные тренеры и домашний чемпионат мира — российский футбол при Мутко

Forbes
Бои по правилам Бои по правилам

Как выяснять отношения и стоит ли вообще это делать

Cosmopolitan
Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии

Падающий в реку слон и еще 4 неожиданные ретрофотографии

Maxim
Тина Канделаки: «С удовольствием рожу еще раз!» Тина Канделаки: «С удовольствием рожу еще раз!»

Всем известно, что телеведущая остра на язык и за словом в карман не полезет

StarHit
5-минутный путеводитель по... мандаринам 5-минутный путеводитель по... мандаринам

Всё о мандаринах

Esquire
Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем Работаешь в опенспейсе? 6 строгих правил, нарушив которые, станешь изгоем

О новом типе работника — идиот в опенспейсе

Playboy
Шифр, который у всех на виду Шифр, который у всех на виду

Армейский быт полон закодированных сообщений

Популярная механика
Открыть в приложении