Страна красивых мужчин и дорогой жизни: как и зачем россияне едут в Южную Корею
Южная Корея в последние годы пользуется все большей популярностью благодаря экономическому подъему и ажиотажу вокруг корейской поп-культуры. Туристы из России могут посещать эту страну без визы. Для многих россиян страна k-pop-групп и знаменитых косметических брендов стала вторым домом и открыла новые карьерные и бизнес-возможности. Рассказываем, чем она их привлекает, как получить рабочую визу, нужно ли учить корейский и почему от местных так сложно услышать «нет», даже когда это необходимо.
Поп-культура и экономика
Сегодня Южная Корея занимает 13-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, и 14-е место — в индексе развития путешествий и туризма Всемирного экономического форума. По данным классификации Всемирного банка, Корея входит в число стран с высоким доходом. ВВП Южной Кореи на душу населения в два раза выше, чем в России, — $32 422 (в России — $15 270).
В результате быстрого экономического роста с 1970-х Южная Корея стала пятой по величине экономикой Азии и одной из 15 крупнейших экономик мира. Как отмечает старший преподаватель кафедры корееведения Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ Вадим Акуленко, Южная Корея выделяется среди азиатских стран благодаря передовым технологиям, сильной системе образования и богатому культурному влиянию.
Самая большая экспортная категория Южной Кореи — полупроводники, телефоны и аккумуляторы, на долю этих товаров пришлось 30% от общего объема экспорта страны в мае 2024 года, здесь расположены такие крупные компании, как Samsung и Hyundai. Вторая по размеру экспортная категория — автомобили, тракторы и детали для автотранспортных средств (14%).
В последние годы заметно выросло число россиян, переезжающих в Южную Корею: их привлекает экономика, культура и сравнительно высокое качество жизни. Получивший образование в МГИМО юрист Хиджин (Алекс) Чанг, CEO корейской компании Eurasia Consulting Group, говорит, что россияне в Южной Корее чаще всего живут в крупных городах, таких как Сеул, Инчхон и Пусан. По данным миграционной службы, по состоянию на конец мая 2024 года в Республике Корея находились 68 485 граждан России. Еще 35 959 — это этнические корейцы или члены их семей, которые живут в стране со статусом ПМЖ. За пять месяцев 2024 года в Корею по краткосрочным и долгосрочным визам в общей сложности въехали 78 265 граждан России, по безвизовому режиму — 40 737.
Акуленко считает, что часто россияне едут в Южную Корею из-за «мифа о высоких доходах» и феномена «корейской волны» — так обычно называют резко взлетевшую популярность южнокорейской поп-культуры за рубежом. «Благодаря k-pop и южнокорейским телесериалам в мире заметно вырос интерес к корейскому языку, культуре и истории. Южнокорейские бренды становятся все известнее, бьет рекорды экспорт электроники, продуктов бьюти-индустрии и даже продуктов питания: становится модным не только выглядеть как «айдолы» — так называют в Азии поп-кумиров, — но и питаться, как они. «Корейская волна» во многом сформировала образ Южной Кореи как страны, где все живут какой-то невероятно комфортной жизнью. Это, конечно, далеко не так, что, впрочем, хорошо показал в фильме «Паразиты» режиссер Пон Чжунхо», — говорит Акуленко. Он отмечает, что экономическую стабильность Южной Кореи могут в ближайшее время пошатнуть демографические проблемы.
Корпоративная культура корейских компаний, в которых принято много работать в условиях стресса, также может стать неприятным сюрпризом для многих релокантов. Кроме того, вопрос безопасности в условиях напряженных отношений Южной Кореи и КНДР остается вполне актуальным.
Роботы вместо официантов и дорогая жизнь
Россиянка Наталья Лим переехала в Сеул полтора года назад как этническая кореянка, в стране планировала учиться и работать. Сейчас она изучает корейский язык и параллельно занимается экспортом товаров из Южной Кореи в Россию. Наталья рассказывает, что ей здесь нравится чувство безопасности: можно спокойно оставить вещи в кафе за столиком — чужое никто не берет, так как кругом камеры. Исключения обычно касаются туристических зон. Предпринимательница Екатерина Назаренко, которая ведет в Южной Корее бизнес, тоже считает эту страну достаточно безопасной. «Корейцы отзывчивые и дружелюбные, а преступность крайне низкая, что для мамы двух взрослеющих мальчиков очень важно», — говорит она.
Вадим Акуленко рассказывает, что переехавшие в Южную Корею россияне, как правило, относятся к одной из следующих категорий: этнические корейцы, высококвалифицированные работники и айтишники, научные работники и преподаватели южнокорейских учебных заведений, супруги корейцев, студенты южнокорейских вузов и трудовые мигранты, работающие в промышленности и сельском хозяйстве. Наталья Лим добавляет, что многие россияне приезжают в Южную Корею, чтобы развивать торговлю и поставлять южнокорейские товары в Россию через порты Дальнего Востока. Часто россияне открывают в Корее рестораны для русскоговорящих, салоны красоты и продуктовые магазины.
Екатерина Назаренко, основательница, CEO и ведущий дизайнер бренда Mono Texture, в первый раз посетила Южную Корею 20 лет назад по программе студенческого обмена, и уже тогда страна произвела на нее впечатление технологической продвинутостью: «Постоянно ловишь себя на том, что ты как будто живешь в будущем. Роботы заменяют официантов, компьютеризация повсюду». По словам Назаренко, она долго привыкала к еде и менталитету, но по мере того, как она изучала язык, все больше проникалась корейской культурой. Около 20 лет Назаренко живет на две страны, а последние 10 лет преимущественно в Корее.
Для Натальи Лим одним из решающих факторов для переезда была развитая медицина. Она при этом подчеркивает, что без страховки цены на лечение будут высокими, а врачи не везде знают английский — это значит, что придется нанимать еще и переводчика. Если приезжать в Корею больше чем на полгода, необходимо оформить государственную страховку, которая стоит около $100 в месяц. Это позволит снизить расходы на медицинские услуги. Екатерина Назаренко подтверждает, что медицина без страховки здесь недешевая: 13 лет назад роды без страховки обошлись ей в $12 000, и столько же она отдала за ведение беременности.
Жить в Сеуле, который находится на третьем месте в рейтинге самых дорогих городов Азии для экспатов, довольно затратно. Назаренко живет с мужем и двумя детьми в ЖК в центре Сеула с пятью детскими площадками, спортзалом, сауной, мини-гольфом, подземной парковкой, библиотекой, конференц-залом и ухоженной территорией с фонтанами. Аренда такого жилья обходится семье в $2500 в месяц, депозит составил $100 000. Коммунальные услуги стоят примерно $200-250 в месяц, летом дешевле. Наталья Лим арендует в Сеуле жилье за $1000, а залог обошелся ей в $10 000. Журналистка Ирина Жданова говорит, что небольшие студии можно найти с залогом меньше $3000 и стоимостью $370-550 в месяц. В студенческих общежитиях с еще менее комфортными условиями можно жить за $180-225 в месяц, но нужно будет привыкать к тому, что в комнате будет почти не повернуться.
Большая статья расходов для россиян, переезжающих с семьями, — образование детей. Южная Корея занимает 21-е место в мире в рейтинге стран по уровню образования c индексом 0,862 (в России этот индекс составляет 0,832 и 28-е место). По мнению Назаренко, местные детские сады — «это лучшее, что могло произойти с детьми». Они ходили в сад «как на праздник», посещали интересные экскурсии и различные увеселительные мероприятия. Для корейцев дошкольные детские учреждения бесплатны, а для иностранцев стоят от $400 в месяц.