Спокойный молочник: как ведут дела во «ВкусВилле»
В середине ноября в издательстве «Альпина Паблишер» выйдет книга Евгения Щепина, одного из ключевых сотрудников «ВкусВилла» — об успехах и провалах компании. Forbes публикует несколько глав из книги «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»
Продуктовая сеть магазинов «ВкусВилл» и «Избенка» ворвалась на рынок здорового питания в 2009 году и совершила революцию в розничной торговле. Сейчас в компании работает более 5000 сотрудников, но в ней до сих пор нет HR-отдела, прописанных KPI и спланированного годового бюджета. О том, как жить без отдела кадров и где заканчивается доверие к сотрудникам, можно узнать из книги ключевого сотрудника компании Евгения Щепина, которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер». Вот несколько отрывков из книги.
Правило 14
Пожалуй, ярче всех об HR-службе высказался ученый и публицист Нассим Талеб на одном из выступлений в Тбилиси. По мнению Талеба, «бог помещает HR-службу в компанию для того, чтобы та не росла. Появление HR-департамента — это божья кара». «ВкусВилл» настроен менее агрессивно, но HR-отдела у нас все равно нет. Подбор персонала ведется следующим образом. Поиском новых продавцов занимаются девочки-подборщицы, их заказчики — розничные управляющие. По сути, подборщики работают только на розницу, помогая комплектовать открывающиеся магазины новыми продавцами. Розничные управляющие вольны распоряжаться этим процессом так, как считают нужным. Если хотят, могут прибегнуть к помощи кадрового агентства. Или заниматься подбором сами. Или нанять новых людей. Компания полностью отдала им контроль за процессом подбора продавцов. Все остальные подразделения ищут новых сотрудников сами.
И здесь способы тоже могут отличаться. Кому-то некомфортно писать объявление о вакансии, размещать его на сайте, назначать собеседования. В таком случае можно передать эти функции стороннему кадровому агентству. Но чаще всего сотрудники и руководители, которые озабочены поиском нового человека в команду, сами заинтересованы в участии во всех этапах подбора.
Специалистов по HR обычно будоражит такой подход, и они начинают сыпать профессиональными аргументами: мол, необученный человек «не в состоянии оценить компетенции соискателя и разглядеть потенциал». Мы всегда соглашаемся и объясняем, что компетенции и потенциал мы и не пытаемся оценивать и разглядывать. Нам главное — человека приличного найти, а что там у него с потенциалом — жизнь покажет.
Пожалуй, именно так формируется пресловутая корпоративная культура «ВкусВилла». Ведь человек всегда ориентируется на поиск близкого себе по духу. И по этой причине сотрудников «ВкусВилла» объединяет какая-то неуловимая черта, благодаря которой нас очень часто называют похожими друг на друга. А значит, у нас единые ценности, несмотря на то что в частностях мы очень и очень разные.
Есть еще один плюс такой схемы подбора новичков: сотрудник, который решает принять кого-либо на работу, берет всю ответственность на себя. Теперь он не сможет кивать в сторону HR-департамента, жалуясь на перекуре, какого плохого работника ему нашли эти чертовы подборщики. Ты сам искал, сам собеседовал, сам поверил в этого человека. Значит, или ошибся в выборе, или дело в тебе как в руководителе.