«Спящая красавица»: как понять, что вы играете роль жертвы
Некоторые женщины подкупают своей беззащитностью. Кажется, что мужчины не могут устоять против их очаровательной беспомощности. Однако на самом деле спящих красавиц не всегда спасают прекрасные принцы. Объясняем, в чем минусы сценария жертвы и как из него выйти.
Здравствуйте! Я не опоздала? Знаете, так спешила, потом забыла адрес и испугалась, что и ваш номер телефона тоже не записала.
Приятная кудрявая блондинка растерянно смотрит на меня, и я чувствую, что обязана ей немедленно чем-то помочь.
— Здравствуйте, все хорошо. Проходите, снимайте пальто, садитесь.
Едва сдерживаюсь, чтобы не броситься помогать ей снимать верхнюю одежду.
— Вам как будет удобно, куда мне лучше сесть?
— Вы можете выбрать любое свободное кресло, которое вам понравилось. Рассказывайте, что вас беспокоит?
— Я даже и не знаю, зачем обычно приходят к психологу. Мне сказали, что можно, а теперь даже не знаю. Надо было заранее вопрос подготовить, да? Я думаю, может обсудить то, что встречаюсь с мужчиной и хотела бы, чтобы мы съехались. Вернее, чтобы я к нему переехала. Но он не предлагает. Не знаю, что делать.
— Что вы уже делали?
— Я намекала, что хотелось бы чаще быть вместе. Говорила, что если бы он снял для нас двоих квартиру, то мы бы могли приглашать туда друзей. К тому же работа перестала радовать, потому что начальница сменилась. Так я бы забеременела.
— И тогда можно было бы с работы уйти? Что потом?
— Потом придумала бы что-то. Может, сетевой бизнес или блог бы стала вести. Хотя вообще, пока ребенок подрастет…
Клиентка, похоже, застряла в позиции жертвы, отсюда все проблемы и запросы в ее запутанных отношениях.
Треугольник Карпмана
Прежде чем рассказать о жертве и как ее обнаружить в себе, пару слов о треугольнике Карпмана. Джеральд Уикс в «Психотехнике парадокса» писал, что это система, обедненная ресурсами, в которой все участники стараются незаконно заполучить любовь и статус. Почему незаконно? Потому что вместо декларации своих намерений и ожиданий все бессознательно играют любимую сценарную роль: спасателя, преследователя и жертвы.
Жертвой нас делают не обстоятельства, а внутренний сценарий. Его важно осознать и при необходимости переписать. Проще всего определить тот миф, что ведет нас по жизни, вспоминая любимые сказки, фильмы и мультфильмы.
Спасательница
Есть истории с героическими женскими персонажами: Герда, Женщина-кошка, Малефисента. Такие сюжеты определяют жизненный сценарий спасательницы.
Преследовательница
Есть сказки со злыми, но притягательными для кого-то теневыми персонажами: сама Снежная королева, Королева из Белоснежки. Такой сценарий характерен для самостоятельных, независимых преследовательниц. Они всего добиваются сами, не ждут милостей от природы, руководят семьей и бизнесом недрогнувшей рукой.