Женщины меняют Петербург

Женщины меняют Петербург — это факт. И это премия, которую вместе с ювелирной компанией Mercury редакция Собака.ru проводит пятый раз, исследуя выдающиеся достижения петербурженок (да!) в области большого и малого бизнеса, стратегического менеджмента, развития науки и креативных индустрий. Вот 15 героинь 2025 года. Они — это уже Петербург будущего: изобретают лекарства от неизлечимых (!) болезней и уникальные технологии, которые делают городскую среду доступной для людей с особенностями, занимаются биохакингом, строят заводы и скоростные дороги. И очень, очень много делают для современного искусства, театра и образования.
Анна Балагурова

Генеральный директор Новой Голландии
Выпускница кафедры социальной антропологии СПбГУ и Хельсинкского университета присоединилась к команде Новой Голландии в качестве креативного директора культурных программ в 2016 году, прервав кругосветку на парусной яхте. Для проекта это был знаковый год: завершился первый этап реставрации, открылись парковая зона и первое отреставрированное здание — «Кузня».
Балагурова создала культурную ДНК рукотворного острова — под ее кураторством на Новой Голландии появились проекты, без которых это общественное пространство сейчас невозможно представить: ежегодный фестиваль «Летний театр» (от джазовых концертов и выступлений академических и экспериментальных музыкантов до гастролей независимых театров), кинопоказы в парке под открытым небом и пространство с просветительской программой «Сообщество» в здании «Дом 12».
В 2024 году Анна стала генеральным директором АНО «Новая Голландия» и вместе с командой возобновила образовательные проекты в «Сообществе» (например, теперь там собирается «Лекторий Эрмитажа») и после перерыва снова запустила «Летний театр» — за лето петербуржцы пришли во двор здания «Бутылка» более 50 раз: на балет «Сон» от Context. Diana Vishneva, на фестиваль reMusik.org и на спектакли театров «Практика» и «Мастерская Брусникина». В 2025-м задачи у Балагуровой еще масштабнее: предстоит продолжить редевелопмент на острове — реконструкции и развития ждут исторические здания Новой Голландии.
«Новая Голландия — это значительно больше, чем парк с культурной программой. Главная наша задача — реставрация памятника архитектуры и приспособление острова к современному использованию. В перспективе у нас еще два исторических здания лесных складов, корпуса 16 и 17, которые предстоит восстановить и наполнить новыми идеями и проектами. Уже сейчас идет активная работа над новым сезоном «Летнего театра», где мы продолжим собирать главные имена независимой культурной сцены Петербурга, Москвы и регионов. В начале 2025 года мы запустили несколько образовательных направлений в «Сообществе», сотрудничаем с Эрмитажем, Европейским университетом, НИУ ВШЭ, архивом музея «Гараж» и многими другими. Есть еще парочка очень специальных проектов, о которых мы скоро расскажем. Ну и обязательно будут кино, выставки, петанк, летние веранды и большой зеленый газон».
Анна Владимирова

Директор по научному развитию компании BIOCAD
Выпускница биолого-почвенного факультета СПбГУ, генетик-вирусолог (изучала генетическую устойчивость к ВИЧ-1 в НИИ Особо чистых биопрепаратов) присоединилась к инновационной биотехнологической компании BIOCAD в 2012 году. Семь лет и умение шагать семимильными — и младший научный сотрудник выросла в заместителя руководителя отдела разработки антител, а затем в директора по научному развитию.

из коллекции Flower
В 2024-м команда ученых BIOCAD и РНИМУ им. Пирогова, в которую вошла Анна, совершила грандиозный прорыв. Был зарегистрирован первый в своем роде препарат cенипрутуг с уникальным механизмом действия для лечения болезни Бехтерева — хронического воспаления суставов и позвоночника с риском паралича. Лекарства, способного остановить недуг, раньше не существовало — а теперь оно есть. В апреле препарат был зарегистрирован Минздравом, а в июне первая партия вышла в гражданский оборот. О российском достижении знает весь мир: статью ученых опубликовал один из самых авторитетных научных журналов — Nature Medicine.
Так что фиксируем, Анна Владимирова — суперспециалист и научный эксперт, недавно выступила модератором паблик-тока о Нобелевской премии по химии и регулярно заседает в жюри всероссийских научных конкурсов (научно-популярных статей по биомедицине «Био/Мол/Текст», «Научной вселенной» и школы-конференции в «Сириусе»). Кстати, на русский она переводит не только с профессионального и с английского. Анна также изучала французский, немецкий, латынь и древнегреческий.
«Сейчас я работаю над новыми научными коллаборациями BIOCAD. Ученые, благодаря своим глубоким компетенциям, предлагают идеи или понимание нового механизма действия, а наша компания на основе данных исследований разрабатывает и выпускает лекарства, создавая для врачей и пациентов новые возможности в терапии. Сильная сторона BIOCAD — это как раз платформенное решение определенных задач. В 2025-м сосредоточимся на разработке высокоэффективных оригинальных препаратов для терапии онкологических, аутоиммунных и редких генетических заболеваний».
Кристина Галько
Программный директор Дома Радио
В начале 2025 года главный куратор Дома Радио перешла на должность программного директора и теперь занимается не только творческой частью, но и вопросами финансов, управления и стратегий. В ее ведомстве 6 отделов — от продюсерского до пиара и кураторов, а главная задача — собрать все активности институции в цельную концепцию гезамткунстверка.

из коллекции
Miss Russia
Весной 2024 года Кристина запустила уникальный кейс «Дом Радио. Транзит» — три дня в режиме нон-стоп гости (беспрецедентный случай свободного посещения режимного объекта) могли увидеть превью будущего мира Дома Радио, то, как институция будет работать после завершения реставрации исторического здания на Итальянской, 27. Это стало и самым посещаемым событием за все время существования просветительского проекта, и вызовом для команды — все силы во временной резиденции на Невском, 62, сейчас направлены на то, чтобы сразу после возвращения на Итальянскую в 2027 году выйти к зрителю именно в таком формате: с расширенной программой, полным курсом лекций, мероприятий и концертов.
«Мне выпала сложная задача научиться балансировать между будущим — тем, как будет выглядеть и функционировать Дом Радио после реставрации исторического здания в 2027 году, участием в разработке и утверждении проекта реконструкции — и настоящим: сложным поиском временной площадки, которая соответствовала бы нашим строгим требованиям по акустике, техническому оснащению и — обязательно — эстетике. Как ни странно, найти точку опоры мне помогает магистратура в Европейском университете по специальности “музейные исследования и кураторские стратегии”. Учеба дает мне возможность сохранять незамутненность и живость взгляда».