Что такое контемпорари и где смотреть самое интересное?

Собака.ruСтиль жизни

Современный танец в Петербурге — это всё: рассказываем, как его понимать, где смотреть и у кого учиться

Сенсация: сразу три хореографа из Петербурга вошли в шорт-лист премии «Золотая маска – 2023». Работы Ксении Михеевой, Ольги Васильевой и Ольги Цветковой получили по несколько номинаций, а постановка Михеевой «Место, которого еще не было» награждена сразу двумя премиями — как лучший современный танец/спектакль и работа художника по свету.

Ксения Михеева. Куртка no name (Viva_Vintage), ремень, надетый в качестве топа, AF Vandervorst, велосипедки no name (все — Pif Paf Supershop)

Город танцует: в Доме Радио проходят мастер-классы «Пляс», контемпорари добралось до рейвов — впечатляющую пластическую композицию под техно от музыканта Nocow показал на фестивале Present Perfect Владимир Варнава, он же поставил хореографию и сыграл педагога в новом сериале «Балет» (премьера в мае). Разбираемся, что такое контемпорари, где смотреть самое интересное и куда пойти учиться танцевать и знакомиться со своим телом.

Что такое современный танец? Остальные танцы, получается, несовременные?

Итак, балет — это вертикальные отношения, строгое и четкое движение, следование оси координат. А контемпорари — горизонтальные: с собой, со зрителем, со своим телом, пластикой, памятью и кровью, раскрепощенное движение и сдвинутая ось. Современный танец родился в начале ХХ века: балетные шаблоны сломала хореограф и танцовщица Лои Фуллер, которая придумала «Серпантин» — в танце она размахивала огромными рукавами-крыльями шелкового платья со вшитыми в них стержнями, создавая особенную пластику (фэшн!). Потом в греческом хитоне и босиком к публике вышла Айседора Дункан, Вацлав Нижинский придумал ритуальные танцы для «Весны священной» Стравинского, а Марта Грэм создала технику contraction & release, связав дыхание и движение. В Martha Graham Dance Company вырос постмодернист Мерс Каннингем, который утверждал, что любое движение может стать танцем и эмоциональное начало в хореографию привносит зритель, а не танцовщик. В 1930-х в Германии родился «танцтеатр» Курта Йосса, дело которого продолжила Пина Бауш, стирая границу между текстом и пластическим языком. Фильм Вима Вендерса «Пина. Танец страсти», пожалуй, лучшее и точно самое красивое пособие по знакомству с основами современного танца. Хореографы были и остаются суперзвездами: Акрам Хан смешивает контемпорари и древний индийский танец катхак, Охад Нахарин придумал новый язык движения «гага», импровизационную интуитивную технику, доступную каждому, а Шарон Эяль поставила рейв на высокие полупальцы.

Ксения Михеева. Ремень, надетый в качестве топа, AF VANDERVORST велосипедки no name (все — Pif Paf Supershop)

А где в Петербурге смотреть контемпорари?

Новая сцена Александринского театра

Современный танец в афише Новой сцены Александринки заявлен с самого основания площадки в 2013 году, а к ее десятилетию в мае (для фестиваля «Новая X»!) хореограф Ксения Михеева ставит работу «Непокой» на музыку Ильи Лагутенко об отношениях искусственного интеллекта и человека. Спектакль Михеевой для Новой сцены «Место, которого еще не было» только что получил пять номинаций и две «Золотые маски». Для театра это не впервые: в 2015 году наградой был отмечен перформанс-инсталляция «Экспонат/Пробуждение» Анны Абалихиной, космические техно-костюмы для которого придумала художница Галя Солодовникова, а саунд-дизайн — композитор Вангелино Курентзис. Специально для Новой был также поставлен еще один перформанс из шортлиста «Золотой маски» этого года — «Адам и Ева» Ольги Васильевой. Последователь Мерса Каннингема и один из пионеров современного танца в России Саша Кукин отмечает здесь тридцатилетие своего театра танца вечером хореографии на музыку Боба Дилана, Стива Райха,Трента Резнора из Nine Inch Nails и пост-рокеров Mogwai. Благодаря департаменту «Новый танец на Новой сцене» свои проекты показывают Inner Company Константина Кейхеля, Ольга Цветкова, «Антон тут рядом» (в инклюзивных пластических спектаклях участвуют подопечные фонда), бакалавриат «Искусство современного танца» Консерватории (номера в формате work in progress), Владимир Варнава — его ноябрьская премьера «Скорость падения» поставлена для компании танцоров, собравшихся вокруг Александра Челидзе и Ксаны Ковалевой. Сам Челидзе (номинация за лучшую мужскую роль в «Место, которого еще не было») тоже выпустил спектакль как хореограф — красочное диско-рассуждение о приторно-страстных людях в бесконечном поиске счастья «Блаженство». Посмотреть на Челидзе можно еще и в арт-фильме Юлдус Бахтиозиной: художница только что выпустила ленту о своей первой ювелирной коллекции «Неправильная Венера» с его участием.

Ольга Васильева. Водолазка no name (Cintre Store), моносерьга Omut Jewelry

Дом Радио

Новое направление Дома Радио musicAeterna Dance стартовало в январе премьерой танцевального спектакля Youkali — оммажа Курту Вайлю, музыкальные темы для которого написали композиторы-резиденты этой культурной институции и сам Теодор Курентзис. Давнюю мечту дирижера и худрука musicAeterna — создать Gesamtkunstwerk, синтез всех искусств, — реализует режиссер Анна Гусева. Для нового проекта она провела открытый опен-колл для танцовщиков и набрала труппу, хореографом которой стала Анастасия Пешкова, звезда именитого «Балета Москва». Вместе они сформулировали манифест о поисках нового: театр абсурда, «танцтеатр» Пины Бауш, тотальный театр Питера Брука и Ежи Гротовского связывают между собой разнообразные пластические формы современного танца, среди которых буто, техника низкого полета flying-low и интеллектуальные методы «думающего тела» countertechnique.

За неполный сезон команда Дома Радио показала уже несколько работ, например, перформанс Immortal Bach в постановке Александра Челидзе с танцующим хором, «О» на музыку экспериментальных саунд-художников Виктории Харкевич и Егора Ананко. А театральный год компания финализирует постановкой мелодрамы Игоря Стравинского «Персефона» — 1 и 2 июля ее покажут на закрытии Дягилевсего фестиваля в Перми. На прошлогоднем Дягилевском фестивале хореограф Ольга Цветкова показала перформанс-ритуал SOULWHIRL (пять номинаций на «Золотую маску»), а в опере «Мистерия на конец времени» Карла Орфа станцевали хор и профессиональные танцовщики — собственно, именно во время репетиций и родилась идея создания musicAeterna Dance. В итоге собралось комьюнити: мастер брейкданса Тимур Ганеев, перформер Айгуля Бузаева, основательница танцкомпании 9 a.m. dance company Алевтина Грунтовская, экс-танцовщик труппы «Провинциальные танцы» Евгений Калачев, номинант «Золотой маски» за мужскую роль в «Адаме и Еве» Максим Клочнев, танц-художник Камиль Мустафаев, казанская танцовщица и хореограф Айсылу Мирхафизхан и контемпорари-дива из Минска Елена Лисная.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Академик Валерий Пузырев: именно генетика и сделала медицину наукой Академик Валерий Пузырев: именно генетика и сделала медицину наукой

Что удалось понять и достичь в генетике, а что остается тайной за семью печатями

Наука
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения Иван Янковский: Для меня путь важнее, чем точка назначения

Иван Янковский — про испытание популярностью и работу с Юрой Борисовым

Ведомости
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Смерть им к лицу Смерть им к лицу

Вышел жизнеутверждающий комедийный сериал «Вверх дном: хаос на кладбище»

Weekend
Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов

Как основатели УГМК создали бизнес-империю в Верхней Пышме

Forbes
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
От Бармалеевой до Фонтанки От Бармалеевой до Фонтанки

Отрывки романа Евгения Водолазкина с предисловием автора

СНОБ
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
«Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram «Мы даем удочку и показываем, где ловить рыбу»: как бывший менеджер Яндекса построил рекламного гиганта в Telegram

Как создать рекламного гиганта там, где крупные игроки еще не появились?

Inc.
Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений

За последние 22 месяца средняя температура была на 1,5°C выше

ТехИнсайдер
Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения» Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения»

Об условиях, в которых развивается российское виноделие

Forbes
На острие высоких технологий На острие высоких технологий

Передовые разработки демонстрируют технологический потенциал столицы

Ведомости
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Город, который дает то, что нужно Город, который дает то, что нужно

Размышления москвича Григория Туманова о магии Петербурга

СНОБ
Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели

Рестайлинговый Volvo S90 похвастался радикально переработанным дизайном

ТехИнсайдер
Исследование: мы заменяем младенцев собаками Исследование: мы заменяем младенцев собаками

Связано ли снижение показателей рождаемости с восприятием собак как замены детям

ТехИнсайдер
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура» Борис Эйфман: «Петербургу присуща неповторимая созидательная аура»

Борис Эйфман продолжает творить искусство балета уже полвека

СНОБ
Открыть в приложении