Роман Михайлов
Bceгo за два года математик РАН с донорской степенью, писатель из лонг-лисга «Нацбеста», театральный постановщик БДТ, участвующий в талант-шоу брейк-дансер, а теперь и кинорежиссер Роман Михаилов выпустил шесть фильмов (и уже готовит следующий секретный проект «Жар-птица»!). Фанаты зовут автора «Сказки для старых», «Снега, сестры и росомахи», «Наследия», «Отпуска в октябре», «Поедем с тобой в Макао» и «Надо снимать фильмы о любви» первым культовым режиссером современной России со времен Балабанова, к наиболее преданные — и вовсе пророком. Киноведы сходятся в том, что Михайлов — главный инди-кинематографист прямо сейчас и его миф будет только разрастаться.
О том, как устроена бесконечно расширяющаяся киновселенная Михайлова, рассказывает [и показывает: вот на этом развороте — первое учебное пособие по методу Романа!) кинокритик, режиссер и автор комиксов Никита Лаврецкий.
Представьте, что вы живете в тюрьме. В грязном бетонном ящике без окон. Однажды вы просыпаетесь и замечаете посреди стены дверь, которой раньше там никогда не было. Дверь не заперта. Вы поворачиваете ручку и обнаруживаете комнату неземной красоты — всю расписанную узорами и усыпанную цветами. Сперва вы ослеплены, но вскоре приходит осознание того, что вторая комната — та же тюрьма, только, возможно, еще более невыносимая. Вот как-то так и устроен творческий метод режиссера Романа Михайлова.
Все шесть его фильмов 2022-2024 годов выпуска — притчи о побеге от реальности, извращенные оды свободе и легкомыслию. Хейтеры назовут их примерами неуместного в нынешние времена эскапизма, фанаты — средством обретения подлинного освобождающего просветления. И те и другие будут неправы. Да, дверь в подсобке рыболовного магазина из «Поедем с тобой в Макао» ведет в волшебный мир подпольных казино, но оттуда героя ждет прямой путь за решетку психиатрической лечебницы. Двери заброшек и лифтов перебрасывают бандитов из «Сказки для старых» через леса и моря, но в конце концов становится ясно, что гуляли они по кругу, не дальше одной тесной кухни хрущевки. Героиня «Отпуска в октябре» выходит из квартиры прямо в грезу о кино, но допускает ошибку: