Никита Кондрушенко — о жаре Бежара, лоске Берлускони и гении Папояна

Собака.ruМода

Никита Кондрушенко

Текст Юлия Машнич. Фото Валентин Блох, Наталья Скворцова

Никита Кондрушенко — городская легенда и фэшн-достопримечательность: первооткрыватель первого, главного и самого красивого флагмана великого модного дома в Петербурге – Versace в павильоне Росси в 1997 году и постоянный резидент бенуара филармонии. Если петербуржец пришел на концерт, а Никита Кондрушенко уже занял свое кресло, то любому горожанину ясно — это добавленная ценность к абонементу, маркер качества и величия происходящего.

Любуемся жизненной траекторией героя: телевизионщик и кинопромышленник в Ленинграде 1980-х (снимал Микеле Плачидо и Хорхе Донна!), управляющий бутика Versace в 1990-х (заворачивать — дорого, закапывать — жалко! Да, речь о ковре!), предводитель Петербургской недели моды прямо сейчас (на Новой сцене Александринки) и вечный гений места в Гранд Отеле Европа. Вспомнили все: жар Бежара, лоск Берлускони и виртуозный мат Лобанова-Ростовского.

Дополнительно обсудили гонорары (и поведение!) Наоми Кэмпбелл, четвертую технологическую революцию и гений пианиста Ильи Папояна.

Сфотографировали Никиту, гения по совместительству сразу двух мест, в естественной среде — Гранд Отеле Европа и в Большом зале филармонии (под аккомпанемент классик-краша Ильи Папояна!)

Никита Кондрушенко — тот самый человек, которого продвинутые петербуржцы, от академиков до миллиардеров, спрашивают, кого слушать в филармонии. «Пианиста Илью Папояна, потому что — гений», — отвечает Никита

Фуэте, йога и мощный неймдроппинг

Вы не всегда были городской легендой и фэшн-достопримечательностью! Давайте наметим основные главы вашего романа воспитания.

Я ходил в музыкальную школу при консерватории, затем поступил в училище при консерватории, затем очутился в консерватории, всё как положено. Много читал, к 16 годам прочел все главное в русской и зарубежной литературе. Думал, что понял жизнь, но ошибался. Потом у меня случились некоторые проблемы с руками, и на этом музыкальная карьера закончилась. Из консерватории я ушел.

Перевелся в театральный институт и занимался историей и теорией русского музыкального театра. Учился, одновременно работал администратором съемок на телевидении в музыкальной редакции. Это длилось почти 10 лет. Случались очень серьезные съемки. Приезжал балет Бежара, например. Морис Бежар — это хореограф-титан уровня Баланчина, но школа танца совсем другая: работавшая с ним Майя Плисецкая сравнивала его балет с йогой. Потом телевидение стало разваливаться и я ушел в кино — в компанию «Русское видео».

Можно и сюда добавить мощного неймдроппинга?

Легко. Например, мы делали фильм «Афганский излом». Режиссером был Владимир Бортко. Фильм изначально планировался как советско-итальянский. Тогда Сильвио Берлускони приезжал и наши ребята ездили к Берлускони. Он еще не был премьер-министром Италии, а был телемагнатом. Телекомпания его называлась «Титан». Исключительного обаяния человек и невероятной харизмы. Чувство юмора блестящее совершенно. Понятен был масштаб личности, и дальнейшая его карьера меня не удивила. Мы еще на стадии проекта сказали ему, что мечтаем снимать Микеле Плачидо, но вот не знаем, согласится ли он, он же все‑таки звезда. Такая пауза. Берлускони поднял бровь и говорит: «Кто не согласится? Он мне принадлежит», — имея в виду не себя лично, а все же студию, наверное. Мы так все тогда обмерли. Кто не согласится?! (Смеется.)

От Аполлона на колеснице (витраж Леонтия Бенуа!) до знаменитой кулебяки и ар-нуво гостиной Лидваля: Гранд Отель Европа — историческая штаб-квартира богемы и модников, и Никита Кондрушенко провел нам авторский тур по точке сборки примерно всех, от супермоделей Клаудии Шиффер и Синди Кроуфорд до Элтона Джона и Людмилы Гурченко

Музыка, телевидение, кино, чем еще нас удивит ваше CV?

Параллельно с кино я трудился директором музыкального фестиваля «Петербургские сезоны», мы, например, открыли зрителю тогда еще совсем юную оперную диву Хиблу Герзмаву. Учредитель фестиваля банкир Кирилл Смирнов приглашал весь цвет русской аристократии: приезжали Романовы, Юсуповы, Голицыны, Белосельские-Белозерские, все были блестяще образованны и за столом свободно переходили в среднем на 4–5 языков, а я чувствовал себя полным идиотом. Из кино я ушел в страховой бизнес. Работал страховщиком с музеями: сейчас экоактивисты заливают Веласкеса и Ван Гога супом, а в то время то серной кислотой плеснут в «Данаю» Рембрандта, как в Эрмитаже, то расстреляют «Святую Анну» Леонардо, как в Лондонской национальной галерее. Картины громко похищали: тогда пропадали мировые хиты из главных, вроде бы отлично охраняемых музеев — от «Крика» Мунка в Осло до оптового выноса 20 работ Ван Гога в Амстердаме. К тому же в то время в нашей стране появлялись первые частные коллекционеры. Поэтому страхование предметов искусства набирало обороты, было интересной темой. Я несколько крупных выставок тогда застраховал, работал с Эрмитажем и Русским музеем, ездил в Лондон изучать местную практику. Там мне довелось общаться со знаменитым коллекционером — князем Никитой Лобановым-Ростовским, он имел пристрастие к театральным художникам: в его собрании были все — от Бакста до Коровина, от Судейкина до Бенуа. Лет 10 назад большая часть этой коллекции была передана нашему Театральному музею. Никита на меня произвел невероятное впечатление, потому что это, конечно, персона и персонаж. Во-первых, он был невероятной красоты. Тембр голоса, манера, идеальный русский. Порода просто. Ему тогда было под 60, осанка, аристократические манеры. И при этом такого виртуозного мата, причем с оборотами, которые никогда в жизни мне в голову не могли прийти, хотя я сам достаточно хорошо владею этим регистром русского языка, я больше нигде не слышал.

Он не ругался матом, он им разговаривал.

Ваш, получается, учитель русского и литературы.

Я бы не сказал, что учитель, но во всяком случае один из тех людей, которые оставили очень яркие воспоминания, так же как и Морис Бежар, так же как и великий танцовщик, солист труппы Бежара «Балет XX века» и сын русских эмигрантов в Аргентине Хорхе Донн, так же как и музыкант-вундеркинд Эмил Чакыров, работавший главным приглашенным дирижером Ленинградского филармонического оркестра.

Засасывающие глаза vs печеный бок

Что вас связало с Бежаром и Хорхе Донном? Музыка?

Я участвовал в съемках совместного проекта — фильма Кировского театра и труппы Бежара в конце 1980‑х. Проект назывался «Фуэте в белую ночь». Мы снимали балетные бежаровские номера на фоне городских видов: артисты танцевали на крышах, набережных, улицах. И тогда же я, собственно, познакомился с Джанни Версаче и всей его командой, потому что он делал костюмы. Джанни обожал театр, он с юности работал с «Ла Скала», а с Бежаром они сделали вместе 12 балетов. Джанни тогда был в Ленинграде со всей семьей. Донателла тоже приехала — такая пантера с замедленной пластикой. Джанни с ассистентами всегда находился на площадке. Впечатление колоссальное: человек работал как вол, работал руками, тут же что‑то менял, чтобы было удобно танцовщикам. И он был полностью погружен. Очень тихий, очень скромный, так же как, кстати, и Бежар. Чем крупнее личность, тем от нее меньше исходит неприятного. И Морис был очень скромный человек, который пешком ходил из гостиницы в театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 причин, по которым ты не испытываешь оргазм, и способы это исправить: советы нейробиолога 6 причин, по которым ты не испытываешь оргазм, и способы это исправить: советы нейробиолога

Аноргазмия: думаешь, с тобой что-то не так? Ничего подобного!

VOICE
Расписание света Расписание света

«Дом и виноград» — арт-пространство, где на входе выдают домашние тапочки

Seasons of life
Долевой жизни дали старт Долевой жизни дали старт

Страховщики начинают продажи долевого страхования жизни

Ведомости
Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия Груминг: что это такое и как авторитет и статус становятся инструментами насилия

Чем груминг отличается от растления или домогательства?

Psychologies
Техника дошла Техника дошла

Changan Hunter Plus: пикап и самосвал соревнуются на рабочих местах

Автопилот
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях Исследование выявило один фактор, по которому можно понять, что вы находитесь в здоровых отношениях

Как узнать, что ваши отношения здоровые? Поможет поступок, выявленный учеными

ТехИнсайдер
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Комната снов Комната снов

Почему Дэвид Линч — больше чем режиссер

Men Today
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Леонид Быков. В бой идут одни герои Леонид Быков. В бой идут одни герои

Из реальной жизни боевых летчиков Быков взял в картину очень много деталей

Коллекция. Караван историй
Он же памятник! Кто его разрушит? Он же памятник! Кто его разрушит?

Какими способами специалисты пытаются решить проблему биоповреждений памятников

Санкт-Петербургский университет
Рейс на русский Куршевель Рейс на русский Куршевель

Повышение доступности туристических кластеров — драйвер развития аэропортов

Монокль
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Ноутбук: локализация в разрезе Ноутбук: локализация в разрезе

Как производится «глубоко российская» компьютерная техника

Монокль
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд Обзор ГАЗ «Соболь»: размеры, характеристики, модельный ряд

Все про ГАЗ «Соболь»: характеристики, сколько стоит, модификации

РБК
Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Открыть в приложении