Наталья Метелица открыла самую грандиозную выставку сезона – «В круге Дягилевом»

Собака.ruКультура

Наталья Метелица

Текст Александра Генералова

Наталья Ивановна сфотографирована у парадных дверей Шереметевского дворца (Музей музыки), выполненных из ясеня в формах барокко, а также в Этрусской гостиной, отделанной в помпейском стиле архитектором Корсини. Жакет, блуза и юбка Bottega Veneta (ДЛТ), серьги и колье Mercury, коллекция Classic

В разгар пандемии директор Музея театрального и музыкального искусства, основательница фестиваля «Дягилев. Постскриптум» Наталья Метелица и ее команда открыли самую грандиозную выставку сезона «В круге Дягилевом»: портреты друзей, комменты коллег — так могла бы выглядеть страница в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) главного евангелиста русской культуры начала XX века.

«Собака.ru» расспросила Наталью о том, как путь Дягилева-куратора, Дягилева-продюсера и Дягилева-фандрайзера вдохновляет ее на «невозможные» проекты.

Сергей Дягилев собирал вокруг себя замечательных людей. Поэтому я придумала «концепцию 12 кругов», чтобы визуализировать и представить его творческую биографию через портреты друзей, меценатов, партнеров, коллег и близких. Архитектуру проекта придумал дизайнер нашего музея Юрий Сучков: из каждой выставки он старается сделать зрелище, спектакль, который вовлекает всех, в том числе любителей делать селфи. Мне очень помогла и вдохновила книга нидерландского исследователя Шенга Схейена «Сергей Дягилев. “Русские сезоны” навсегда». Он, кстати, единственный, кому мы сделали визу, и он прилетел на открытие выставки. Мы привезли шедевры — де Кирико, Пикассо, Руссо, но выставка не работала бы как надо без «подстрочника» — цитат из писем, прессы, дневников, описания исторических событий того времени. Этим «подстрочником» мы соединили всех людей дягилевских «кругов», показали детали их взаимоотношений: амбиции, слезы, страсти, ревность, любовь и нелюбовь. «Подстрочник» мы создавали всей командой и хотим сейчас издать.

Выставку мы задумали три года назад, многое успели сделать в 2019 году, до пандемии. Очень рады были найти партнера — Пушкинский музей — и надеялись, что после Петербурга она поедет в Москву. Так можно было бы разделить транспортные расходы, затраты на упаковку вещей. Но в итоге летом московские коллеги поняли, что не справятся: музей был закрыт, сотрудники перешли на удаленку. Вы даже не представляете, как это было: уговаривать иностранных партнеров, с которыми я не знакома лично, привезти нам шедевры в разгар пандемии, когда границы были закрыты. Мы подключили Французский институт, Итальянский институт, консула Испании. Например, мне был необходим на выставке портрет подруги и мецената Дягилева Миси Серт из мадридской частной коллекции — на нем она изображена тигрицей с повадками кошечки, в роскошном платье. И мне удалось его получить! Вот что значит место силы — Петербург!

К музейным выставкам есть два подхода. Первый — когда исследователи делают небольшие, очень глубокие выставки о материале, который хранят: французский рисунок, итальянская гравюра. Это исследование становится достоянием научного сообщества, а публика часто проходит мимо. Второй подход — привлечение к большим идеям большого количества людей, которые не очень-то разбираются в вопросе. Это возможно, когда выставка имеет размах, а материал облекается в интересную дизайнерскую форму. Такие проекты делают не просто евангелисты, а целые команды евангелистов — они подчиняют своему замыслу каждого зрителя, мимо пройти невозможно. Выставка становится модной, и на нее идут, потому что о ней везде пишут и говорят. Зритель вернется в свой город из Москвы или Петербурга, и его обязательно спросят: «А ты был на этой выставке?»

Сейчас просветительская миссия музеев как никогда велика, именно музеев — вы вообще не задумывались над этим? Есть универсальная формула, по которой нужно создавать выставочный проект. Ее вывел Николай Павлович Акимов — великий советский режиссер, блестящий художник и человек редкого ума, мудрец. Единственный, которому в сталинскую эпоху удавалось ставить шварцевские «Тень» и «Дракона». Он говорил, что любой спектакль — многоэтажный дом: первый этаж видит дворник, который метет улицу, а самые высокие этажи — интеллектуалы и философы. Вот что такое выставка сегодня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!» Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!»

Ресторатор Владимир Перельман о благотворительности и экспансии за рубеж

РБК
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Добыча идет в гору Добыча идет в гору

Добыча угля в 2025 году может обновить исторический максимум

Ведомости
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Тело как история Тело как история

Героини нашего спецпроекта — об опыте травмы, исцеления и принятия

Новый очаг
Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
Непотопляемый Непотопляемый

Амфибии Amphicar, выпущенные более 60 лет назад, до сих пор в строю

ТехИнсайдер
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы Собака – это не только друг человека, но и эффективная «прививка» от экземы

Домашние животные и младенцы: почему не стоит бояться аллергии

Здоровье
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина В путешествие по «Сырному треугольнику» Верещагина

Сырный тур по России: Едимоново – Коприно – Углич

Здоровье
Опыт майнера: как облачный стартап CoreWeave зарабатывает на нейросетях Опыт майнера: как облачный стартап CoreWeave зарабатывает на нейросетях

Как предпринимателям обеспечить растущий спрос на энергоемкую инфраструктуру

Forbes
Свой уголок Свой уголок

Что можно обустроить на даче кроме сада и огорода

Лиза
Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах

Как пищевой холестерин и насыщенные жиры влияют на уровень «плохого» холестерина

ТехИнсайдер
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Открыть в приложении