Максим Пратусевич и Кирилл Сухов
Физико-математический лицей № 239
Физматлицей № 239 — феномен среди образовательных брендов Петербурга. Вот уже больше 40 лет ученики школы ежегодно завоевывают медали международных олимпиад по математике. В 2023 году 239-й возглавил рейтинг лучших физико-математических школ страны, а три его воспитанника взяли золото на международном турнире Romanian Master of Mathematics. Последние 14 лет лицеем руководит Максим Пратусевич, на этом посту он был признан лучшим школьным директором России. А 5 лет назад учитель лицея Кирилл Сухов возглавил российскую сборную по олимпиадной математике. Под его руководством наши олимпиадники возвращают себе лидирующие позиции после спада в конце 2010-х.
Максим Пратусевич
Директор Президентского физико-математического лицея № 239
Начнем со здания, в котором мы находимся. Какова его история?
Школа на этом месте существует с 1736 года, когда по приказу Анны Иоанновны при церкви Святой Анны (Анненкирхе) была образована школа Анненшуле. Нынешнее здание возведено архитектором Дютаком в 1865 году. Позднее по проекту Леонтия Бенуа был перестроен актовый зал, который теперь является памятником архитектуры. Еще позже был пристроен спортивный зал — первый спортзал в школах Российской империи. Он же, кстати, родина отечественного баскетбола, здесь в 1908 году прошел первый в стране баскетбольный матч.
Но история именно 239‑й школы началась, насколько я знаю, не здесь?
Да, первый адрес — Черноморский переулок, дом 1. Там в 1918 году была основана школа для детей сотрудников Наркомата продовольствия. В 1922 году школа, тогда семилетка, переехала в дом Лобанова-Ростовского, знаменитый дом со львами из «Медного всадника».
Именно в этом здании школа, уже как десятилетняя, работала всю блокаду. Здесь учились многие известные выпускники, к примеру Алиса Бруновна Фрейндлих, чей отец, кстати, закончил Анненшуле. Покинула дом со львами 239‑я в 1960‑х. Она сменила еще два адреса, пока в 1975‑м не переехала сюда, в здание Анненшуле.
Как бывшая школа-семилетка превратилась в лучший физматлицей страны?
Началось все в 1960‑е. Школьное образование сделали 11‑летним, чтобы добавить в программу производственную практику. На этой волне возникали школы, где такой практикой была работа на ЭВМ.Одной из них стала 239‑я, ее выпускники получали рабочую специальность «программист-вычислитель»
Готовили айтишников до того, как это стало мейнстримом?
Да! Своя ЭВМ у нас в школе была уже в 1963‑м. А поскольку машинное время тогда было дефицитным, школа даже выполняла хоздоговорные работы: рассчитывала что‑то для колхозов. Для этой работы нужна была математика, поэтому здесь и стали углубленно ее изучать.
Первый диплом международной олимпиады по математике наш ученик завоевал в 1964‑м. 239‑я стала узнаваемой маркой, дальше оставалось только не «просесть», что, наверное, нам удается. С 1981‑го у нас каждый год в школе был хотя бы один медалист международной олимпиады по математике. Думаю, что в мире немного школ, которые таким могут похвастаться.
Когда вы впервые сюда попали?
В 1987‑м, когда поступил в 9‑й класс. До меня эту школу закончил брат, он был одноклассником Перельмана. Я собирался стать историком или химиком, но родители сказали, что после этой школы я поступлю куда угодно.
Уже здесь мне привил любовь к математике наш учитель Владимир Васильевич Бакрылов, который работал в школе с зимы 1941 года. Его тогда специально отозвали с фронта, чтобы он выпустил класс своего отца, который умер в блокаду.
Почему после 239-й вы решили поступать именно в пединститут им. Герцена? Перед вами были открыты любые двери…
Ну да, я даже успешно сдал вступительные экзамены и на матмех ЛГУ, мне уже пришло приглашение, но мне все же хотелось преподавать. Поэтому между университетом и Герцена я выбрал педагогический.
Чтобы потом вернуться в 239-ю учителем?